Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Презентация концепция национальной безопасности рф Угроза национальной безопасности презентация
  • Презентация по химии на тему «Применение электролиза» скачать бесплатно
  • Устное народное творчество дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… - презентация
  • НОД по познавательному развитию «Дикие животные» в средней группе с презентацией Презентация дикие звери
  • Сочинение на тему «Весна Как проходит весна в моем городе
  • Авиация россии Какая максимальная скорость у су 35
  • Презентация устное народное творчество предания. Устное народное творчество дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… - презентация

    Презентация устное народное творчество предания. Устное народное творчество дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… - презентация

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Устное народное творчество Предания

    Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

    Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

    Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина с читалка потешка предание

    Предание - жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев.

    Виды преданий Исторические (об Иване Грозном, Петре Первом); - Топонимические (рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах); Церковные.

    Исторические предания Первые исторические предания – о Рюрике, родоначальнике первой княжеской династии «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

    Исторические предания Цикл преданий об Иване Грозном

    Исторические предания Предания о Петре Первом

    Топонимические предания Существует предание об основании Киева. Киев будто бы основал князь Кий, у которого были братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь. По их именам были названы холмы Щековица и Хоривица и река Лыбедь.

    Обогащаем свою речь Объясните значение словосочетаний Содержит сведения Родоначальник первой княжеской династии Цикл сказаний Петровская эпоха Раскованность в поведении героев Землепашцы Мастеровые Содержит известие, информацию о чём-либо От этого человека пошёл княжеский род, т. е. он первым получил княжеский титул Ряд художественных произведений, объединяемых общностью действующих лиц, тематики Годы правления Петра Первого до его смерти Свободный и непринужденный в обращении с людьми в поведении Крестьянин, занимающийся землепашеством. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

    Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

    Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

    Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

    Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

    Методическая разработка

    урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

    Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями - государственными деятелями.

    Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

    Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

      Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

      Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

    Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

    III . Изучение нового материала.

      Слово учителя.

    Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

    Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

    История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

    А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

    Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

    - Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

    - Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

    2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

    1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I . Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (C лайд 6.)

    (1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

    Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

    Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

    - Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

    2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

    - Каким предстает перед нами Иван IV?

    - С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

    - В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени - борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

    3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

    - Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

    - На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу - делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

    III . Изучение новой темы (с. 7-8).

    1. Чтение статьи «Предания».

    2. Беседа по вопросам.

    Что нового узнали из статьи?

    Кто чаще всего является героями преданий?

    Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

    И там я был, и мед я пил;

    У моря видел дуб зеленый;

    Под ним сидел, и кот ученый

    Свои мне сказки говорил.

    Одну я помню: сказку эту

    Поведаю теперь я свету...

    В начале поэмы и в конце ее:

    Дела давно минувших дней,

    Преданья старины глубокой!

    (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

    Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

    Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

    Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.

    Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

    «Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

    Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

    IV . Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

    Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

    Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

    Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

    V . Домашнее задание (слайд 12):

      Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,

      Инд.задание: рассказ о собирателе былин.


    Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804 г. Впервые термин « былина » был введен Иваном Сахаровым в сборнике « Песни русского народа » в 1839 г. НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА. Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.


    Былина: Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картина В. М. Васнецова « Богатыри ».


    Былины разделяют на два цикла: Киевский 1. События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира. 2. Герои этих старин («младшие богатыри»): - Илья Муромец - Добрыня Никитич - Алеша Попович - Михайло Потык - Ставр Годинович - Чурило Пленкович Новгородский 1. Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. 2. «Старшие богатыри»: - Святогор - Вольга - Микула Селянинович На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.




    Некоторым богатырям посвящена не одна, а несколько старинок, которые образуют целый цикл: 1. Исцеление Ильи Муромца. 2. Илья Муромец и Святогор. 3. Илья Муромец и Соловей - Разбойник. 4. Илья Муромец и голи кабацкие. 5. Илья Муромец и Идолище в Киеве. 6. Илья Муромец и Идолище в Царе - граде. 7. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 8. Илья Муромец и Калин - царь. 9. Бой Ильи Муромца с сыном. 10. Богатырь на Соколе - корабле. 11. Три поездки Ильи Муромца. 12. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича. 1. Исцеление Ильи Муромца. 2. Илья Муромец и Святогор. 3. Илья Муромец и Соловей - Разбойник. 4. Илья Муромец и голи кабацкие. 5. Илья Муромец и Идолище в Киеве. 6. Илья Муромец и Идолище в Царе - граде. 7. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 8. Илья Муромец и Калин - царь. 9. Бой Ильи Муромца с сыном. 10. Богатырь на Соколе - корабле. 11. Три поездки Ильи Муромца. 12. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Илья Муромец жил в 12 веке, носил прозвище « Чоботок » (Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви.


    Илья Муромец – главнейший герой русских былин, сюжет о его битве с Соловьем - Разбойником имеет более 100 вариантов. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» План событий былины: 1.Выезд Ильи Муромца в Киев. 2.Бой с силушкой великой под Черниговым. 3.Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства. 4.Бой Ильи с Соловьем-Разбойником. 5.Въезд Ильи в стольный Киев-град. 6.Беседа Ильи с князем Владимиром. 7.Испытание Соловья-Разбойника. 8.Конец Соловья-Разбойника. 1.Выезд Ильи Муромца в Киев. 2.Бой с силушкой великой под Черниговым. 3.Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства. 4.Бой Ильи с Соловьем-Разбойником. 5.Въезд Ильи в стольный Киев-град. 6.Беседа Ильи с князем Владимиром. 7.Испытание Соловья-Разбойника. 8.Конец Соловья-Разбойника.


    Изобразительно - выразительные средства былин Эпитеты: травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля… Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона; нагнано-то темной силушки тьма тьмущая… Гипербола: скачет конь богатырский выше лесов дремучих; чуть ниже облака ходячего; мелки реченьки; озерца перескакивает… Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки… Параллелизм: Не проехать тут пехотою, На коне не проехать тут. Не пролетывал тут ворон черный, Серый зверь тут не прорыскивал.


    Памятник Илье Муромцу в городе Муроме Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск (в древности Моровийск) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье (ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник). Само наименование богатыря « Муромец » вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому. Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск (в древности Моровийск) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье (ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник). Само наименование богатыря « Муромец » вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому. Нередко былинного богатыря связывают со святым Илией Печерским, мощи которого по сей день находятся в пещерах Киево - Печерской лавры. Преподобный Илья Муромец жил в XII столетии и до пострига был воином по прозванию « Чоботок ». Известно, что со временем воин принял монашество в Киево - Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь. Известно, что со временем воин принял монашество в Киево - Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь.


    ГЕРОИ БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея. Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову « волхв », указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе. Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях. С Вольгой связано три сюжета: 1) Его рождение. 2) Поход на Индию (согласно некоторым вариантам на Турцию). 3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.


    ГЕРОИ БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Микула Селянинович - пахарь, обладающий недюжинной силой. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми « старшими » богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса. Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские. В одних вариантах: узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов.


    НОВГОРОДСКАЯ БЫЛИНА « САДКО » Садко - герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира. В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич, построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море. Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке.