Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Презентация концепция национальной безопасности рф Угроза национальной безопасности презентация
  • Презентация по химии на тему «Применение электролиза» скачать бесплатно
  • Устное народное творчество дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… - презентация
  • НОД по познавательному развитию «Дикие животные» в средней группе с презентацией Презентация дикие звери
  • Сочинение на тему «Весна Как проходит весна в моем городе
  • Авиация россии Какая максимальная скорость у су 35
  • Понятие монополии естественная и искусственная монополия. Искусственная монополия

    Понятие монополии естественная и искусственная монополия. Искусственная монополия

    Естественные монополии – виды деятельности, эффективность которых определяется масштабом производства, при котором экономнее и выгоднее всего, что бы одна фирма производила весь необходимый продукт и продавала его по определенной цене.

    Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую.

    Двусторонняя монополия – когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель.

    Максимизация прибыли монополистом:

    · Объем выпуска, максимизирующего прибыль, определяется двумя способами:

    o Сравнениями MR = MC, при этом P > MR

    o Сравнением TR и TC

    · Прибыль максимальна, когда MR = MC и когда разница между TR и TC максимальна

    · Объем производства в условиях монополии ниже, а цена – выше, чем при совершенной конкуренции.

    · В условиях монополии используется способ ценообразования – ценовая дискриминация, как метод повышения монопольной прибыли.

    Прибыль монополиста :

    Точке E 1 соответствует выпуск Q 1 . Это – наилучший объем выпуска для покупателей. Для монополиста оптимальный объем Q 2 . В условиях монополизации конкурентной отрасли улучшается и перераспределяется часть излишка потребителей в пользу монополии.

    При совершенной конкуренции излишек потребителей измеряется . При монополии он, как очевидно, составляет лишь сумму, равную .

    Так называемые безвозвратные потери общества представляет - Хаберлера – это величина чистых убытков общества от монопольной власти.
    В 1929г. он составлял 0,1% ВНП .

    Ценовая дискриминация – продажа одинаковых благ разным покупателям по разным ценам, при условии, что различия в ценах не вызваны индивидуальными различиями в издержках на производство и реализацию благ. Ценовая дискриминация возможна только на рынках с несовершенной конкуренцией.

    Дискриминация:

    · На рынке должна быть исключена или существенно ограничена возможность перепродажи благ (арбитража)

    · Продавец должен различать покупателей с разной готовностью платить или с разной эластичностью спроса

    Рынок, на котором покупатели разбиты на группы – сегментированный рынок.
    Сегмент рынка – группа покупателей с одинаковыми кривыми.

    Последствия несовершенной конкуренции:

    · Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем

    · Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции

    · Тенденция к постоянному получению прибыли, превышающей нормальный уровень


    · Нерациональное использование ресурсов

    Плюсы монополизма:

    · Эффект масштаба способствует снижению издержек на единицу продукции

    · С одной стороны, способность монополиста иметь экономическую прибыль дает ему возможность финансировать НИОКР

    Государственная политика в отношении монополии:

    · Усиление конкуренции монополизированных отраслях

    · Антитрестовая политика

    · Регулирование поведения монополии

    · Создание государственных предприятий

    Система национальных счетов (СНС). Основные макроэкономические показатели.

    Экономические показатели – это величины или характеристики, показывающие состояние экономики:

    · Показатели состояния и результатов функционирования экономики в целом, которые часто называются агрегированные показатели

    · Численность занятых, которая оценивается ежемесячно

    · Число безработных

    · Индекс потребительских цен (инфляция)

    · Совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны

    СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей, построенную в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждый СНС состоит их 2 -х сторон:

    · Ресурсов и их использования (сумма записей в ресурсах равно сумме записей в использовании)

    Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной связке этих показателей.

    Основными показателями СНС являются:

    · Валовый национальный доход (ВНД)

    · Чистый внутренний продукт (ЧВП)

    · Чистый национальный доход (ЧНД)

    · Национальный доход (НД)

    Основной показатель СНС России – ВВП, измеряющий стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени (обычно год).

    Резиденты – все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны.

    Три способа измерения ВВП:

    · По добавленной стоимости (производственный метод) - суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (валовым выпуском) и стоимостью промежуточного продукта. Позволяет учесть вклад различных фирм в создание ВВП.

    · По расходам (метод конечного использования)

    · По доходам (распределительный метод)

    Проблема искажения ВВП:

    Дефлятор ВВП (индекс цен) – оценивает степень инфляции все совокупности благ.

    ДВВП = = (ВВП номинальный / ВВП реальный) * 100%,
    – ВВП анализируемого периода.
    ВВП номинальный – ВВП, измеряемый в текущих ценах.
    ВВП реальный – ВВП, измеряемый с учетом индекса цен (в постоянных ценах)

    Метод расчета ВВП по расходам:

    Суммируются все расходы на приобретение конечного продукта: ВВП = C + I + G - x n .
    C – потребительские расходы населения
    I – валовые частные инвестиции в национальную экономику
    G – государственные закупки товаров и услуг
    x n – частный экспорт (разность между экспортом и импортом данной страны)

    Метод расчета ВВП по доходам:

    · Зарплата

    · Процент

    · Прибыль

    · Косвенные налоги

    · Амортизация

    Другие показатели в СНС:

    ВНД учитывает первичные доходы, полученные резидентами данной страны в связи с их участием в производстве как ВВП данной страны.
    ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов из заграницы (экспорт – импорт)
    Сальдо первичных доходов из заграницы = доходы резидентов данной страны

    Номинальный доход = заработная плата + процентные платежи + прибыль корпораций)

    В СНС связаны многие элементы:

    · ВВП, ЧВП

    · Личный доход

    · Располагаемый доход

    ЧВП = ВВП – потребление основного капитала (амортизация)
    ЧНД = ВНД – потребление основного капитала (амортизация)
    НД = ЧНД – косвенные налоги

    Личный доход = НД – взносы на социальное страхование – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты – процентные доходы + личные процентные доходы (включая процент по государственному долгу).

    Располагаемый ЛД = ЛД – подоходный налог с граждан.

    В ВВП не учитываются:

    · Важные показатели (неформальный сектор, деятельность домашних хозяйств для собственного конечного использования)

    · Теневой сектор экономики

    · Воздействие производства на окружающую среду

    · Засекреченность и закрытость информации

    · Недостатки информации по внешним связям

    Показатель чистого экономического благосостояния общества:

    ЧЭБ = ВВП – отрицательные факторы, воздействующие на благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени

    ППС (паритет покупательских способностей):

    · Количество денежных единиц данной страны, необходимое для приобретения того же количества товаров и услуг на рынке данной страны, которое можно приобрести на 1$ на рынке США

    Индекс потребительских цен:

    · Отражает динамику стоимости корзины потребительских товаров и услуг, основной показатель уровня инфляции

    · Это отношение стоимости определенного набора товаров или услуг в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100%

    Индекс – относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени.
    ip = p 1 / p 2 – индивидуальный индекс цен.

    Индекс развития человека:

    · Здоровье и долголетие

    · Доступ к образованию

    · Достойный уровень жизни

    Идеальным условием экономического развития хозяйства – равновесие, согласование, сбалансированное развитие, сбалансированность между ресурсами и потребностями, общественным производством и потреблением, совокупным спросом и предположением, сбережениями и инвестициями.

    В макроэкономических процессах наблюдается цикличность.

    Экономический цикл – это движение экономики от одного макроэкономического равновесия к другому в масштабах национальной экономики.
    По Марксу – это движение экономики от одного кризиса к другому, способ самоуправления экономики.

    Экономические колебания:

    · Колебания фактического объема производства вокруг его потенциальной величины, которая достигается при условии полной занятости в экономике

    · Реальный ВВП может отклоняться от нормального, и эти колебания фиксируются дефлятором ВВП

    · Колебания же фактического объема выпуска вокруг потенциального ВВП характеризуется показателем, называемым ВВП (gap GDP):
    gap GDP = (Y – Y *) / Y * , где Y – фактический объем производства, Y * , потенциальный объем производства.

    Потенциальный ВВП – это такой объем производства, который достигается при полной занятости ресурсов.

    Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.
    Фазы:

    · Спад, кризис

    · Депрессия

    · Оживление

    Экономический цикл :

    Подъем (экспансия):

    · Рост производства и занятости до полной занятости

    · Высокий уровень деловой активности

    · Высокий уровень цен, заработной платы и процента

    Спад (кризис, рецессия):

    · Сокращается объем производства, падает деловая активность, растет безработица

    · Низкая норма судного процента

    · Предложение превышает спрос

    · Высокий уровень инфляции

    Депрессия:

    · Производство и занятость достигают самого низкого уровня – «дна экономики»

    · Застой в производстве

    · Низкий уровень цен

    · Массовая безработица

    · Наличие свободного капитала

    Оживление:

    · Постепенное повышение уровня судного процента

    · Повышение инвестиционной активности

    · Рост спроса на капитал, обновление основного капитала

    · Повышение уровня производства и занятости

    Причины колебаний:
    Внешние:

    · Изменение активности солнца

    · Войны, революции

    · Открытие новых месторождений золота, урана

    · Освоение новых территорий, миграция населения

    · Научные открытия

    Внутренние:

    · Периодическое истощение автономных инвестиций

    · Ослабление эффекта мультипликации

    · Колебания объемов денежной массы

    · Обновление основного капитала

    · Личное потребление

    · Политика государства (воздействие на производство)

    В экономической теории существует немало различных терминов. Однако самым емким из них является То, насколько корректно употребление этого термина и каково его смысловое значение в том или ином случае, зависит непосредственно от контекста. Это связано с различной трактовкой данного понятия.

    Сущность термина

    Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» - один и «полио» - продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги.

    Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.

    Основные признаки монополии

    Эксперты выделяют следующие ситуации, которые свидетельствуют о наличии единственной хозяйствующей фирмы:

    • присутствие одного или очень крупного продавца;
    • наличие продукции, не имеющей конкурентных аналогов;
    • существование высоких пороговых критериев для входа новых предприятий в аналогичный сегмент рынка.

    Существуют и иные трактовки, применяемые к термину «монополия». Например, это понятие может означать отдельную компанию, для которой характерен приоритет в управлении определенным рыночным сегментом.

    Варианты трактовок

    Термин «монополия» понимается как:

    • состояние либо рынка, либо одного из его сегментов, на котором присутствует только один игрок;
    • единственная фирма, которая производит и реализует созданные ею товары;
    • рынок с присутствующим на нем единственным предприятием-лидером.

    Уникальность той или иной компании определяется по многим критериям. Однако самым основным из них является уровень конкуренции. Он должен быть либо достаточно низким, либо отсутствовать вовсе.

    Классификация

    Существуют различные виды монополий. Однако их классификация носит весьма условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Итак, выделяют:

    • естественную монополию, когда хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке;
    • чистую монополию, когда существует единственный поставщик определенного или товаров;
    • конгломерат - это несколько субъектов разнородного типа, но взаимно финансово интегрированных (примером в России может служить ЗАО «Газметалл»);
    • закрытую монополию, у которой имеется защита от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав;
    • открытую монополию, которая отличается тем, что на рынке существует единственный поставщик продукта, не имеющий специальной защиты от конкуренции.

    Кроме вышеперечисленных существуют и другие виды монополий. Рассмотрим некоторые из типов данного явления.

    Естественная монополия

    Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой-либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. Ее причины кроются в особенностях обслуживания потребителей и технологического процесса.

    В любом государстве нашей планеты существуют естественные монополии. Примеры тому - телефонные услуги, энергообеспечение, транспорт и т.д.

    Естественные монополии работают также в сфере:

    • транспортировки нефтепродуктов, газа и нефти по трубопроводам магистрального значения;
    • услуг по обеспечению населения общедоступной почтовой и электрической связью.

    Возьмем, к примеру, электроэнергетику. Здесь также существует естественная монополия. Примеры в России - это 700 существующих ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в РАО «ЕЭС Россия». Компания образовалась в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены пятьдесят самых новейших электростанций. На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране.

    Газовую промышленность также не обошла естественная монополия. Примеры в России - это восемь объединений по а также тринадцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в РАО «Газпром». На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет.

    ОАО «Газпром» осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% - в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом, которые являются долями в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами.

    Естественным монополистом в России является железнодорожная отрасль. Доля путевого хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80% всех перевозок по стране. Велик удельный вес и пассажиропотока. Он составляет 41%.

    Существуют и другие естественные монополии в России. Примеры тому - ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком» и т.д.

    Примеры монополии в мире естественного вида несколько отличаются от российских. В законодательных актах западных стран употребляются такие термины, как:

    • публичная служба;
    • служба, необходимая всем;
    • сетевая служба и т.п.

    Так, в Великобритании нет юридического закрепления термина «естественные монополии». Примеры обществ, которые «необходимы всем», касаются железнодорожных структур, передачи и распределения электроэнергии, водоснабжения и канализации. А во Франции термин «естественные монополии» закреплен понятием «коммерческие и промышленные публичные службы». Это организации, работающие в сфере связи, железнодорожных перевозок и снабжения электроэнергией.

    Естественной монополией в Германии является такая ситуация, когда одна компания способна удовлетворить спрос на рынке, предоставив товар или услугу с низкой, но в то же время обеспечивающая нормальный уровень рентабельности ценой. Это касается трубопроводного и железнодорожного транспорта.

    Искусственная монополия

    Это понятие весьма емкое. По мнению некоторых экспертов, естественная монополия, описанная выше, является одним из подвидов монополии экономической (искусственной). В этом случае речь идет о таких компаниях, которые смогли завоевать лидирующее положение на рынке.

    Каким образом возникает искусственная монополия? Примеры появления главенствующих предприятий указывают на вероятность двух путей достижения цели. Первый из них кроется в успешном развитии производства, а также в концентрации капитала, и, как следствие, в увеличении масштабов деятельности. Второй путь является более быстрым. Его основой служит централизация капитала, то есть добровольное объединение или поглощение обанкротившихся организаций. При этом масса мелких и средних предприятий превращается в более крупное. Возникает искусственная монополия. Она охватывает определенный сегмент рынка сбыта и не имеет конкурентов.

    В настоящее время широкое распространение получили искусственные монополии. Примеры таких объединений - это концерны, тресты, синдикаты и картели. Каждый предприниматель стремится к завоеванию монополистического положения. Оно позволяет устранить целый ряд рисков и проблем, связанных с конкурентами, а также занять на рынке привилегированную позицию. При этом монополист способен оказывать влияние на прочих участников рынка и навязывать им свои условия.

    Создание искусственной монополии может происходить и другим путем. Государство своими законодательными актами способно предоставить право выпуска продукции или оказания услуг только одному предприятию. Таким образом также возникают искусственные монополии. Примеры тому есть в большинстве стран мира. Это организации, основанные на государственных преференциях. Пример в России - компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения работы на рынке другим перевозчикам, ее конкурентам.

    Государственная монополия

    Ее создание осуществляется с помощи законодательных барьеров. В правовых документах определяются товарные границы субъекта монополии и формы контроля над ним. При этом одним компаниям предоставляется исключительное право на осуществление того или иного рода деятельности. Эти организации являются государственными. Они находятся в подчинении главков, министерств и т.д. Государственная монополия группирует предприятия одной отрасли. Это приводит к отсутствию конкуренции на рынке сбыта.

    Существуют в России. Примеры деятельности, регулируемой законодательными актами, приведены ниже. В них входит:

    • деятельность, которая связана с оборотом психотропных и наркотических средств;
    • работа в сфере военно-технического регулирования;
    • эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории России;
    • клеймение и опробирование изделий из драгоценных металлов;
    • производство и оборот этилового спирта;
    • экспорт и импорт отдельных товаров.

    Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.

    В области здравоохранения также существует государственная монополия. Примеры касаются производства лекарств. Так, монопольными правами обладает ФГУП «Московский эндокринный завод». Он производит препараты, которые используются в различных сферах здравоохранения. Это психиатрия и гинекология, эндокринология и офтальмология.

    В космической отрасли также есть государственная монополия. В России примеры касаются различных объектов данной сферы, самый яркий из них - это космодром «Байконур».

    Чистая монополия

    Иногда на рынке возникает ситуация, когда в потребительской сфере возникает новая компания, предлагающая вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это и есть чистая монополия. Примеры таких ситуаций в настоящее время малочисленны. Сегодня это явление довольно редкое. Чаще между собой конкурируют сразу несколько фирм. В настоящее время, как правило, только при поддержке государства может существовать чистая монополия. Примеры при этом могут быть приведены только по субъектам, предлагающим свою продукцию на местных ранках. Самый простой из них, когда фирма диктует потребителям свою цену. Однако стоимость услуг или товаров чистых монополий может находиться под контролем государства. При этом такие субъекты хозяйствования будут защищены от вступления в сферу их деятельности других продавцов государственными законодательными актами.

    Типичным примером чистой монополии может служить деятельность компании «Алюминиум Компани» (США). В 1945 г. этой фирмой полностью контролировалась добыча бокситов в Америке. Это является основным сырьем для производства алюминия.

    Яркий пример чистой монополии в России - местные фирмы по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Кроме того, это компании, содержащие водопроводные сети. Коммунальные службы являются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.

    Открытая монополия

    На рынке может возникнуть ситуация, когда какая-либо компания начинает выпуск абсолютно нового товара. Но в отличие от чистой монополии, государство не защищает ее от возможных конкурентов. В таком случае возникает открытая монополия, которую можно отнести к одному из видов монополии чистой. Какой-то промежуток времени фирма является единственным поставщиком нового товара. Конкуренты таких компаний появляются на рынке несколько позже.

    Если приводить примеры открытой монополии, то стоит вспомнить компанию Apple, которая первой предложила потребителю технологию тач.

    Двусторонние монополии

    Иногда на рынке возникает ситуация, когда товар предлагает единственный продавец, а спрос существует от единственного покупателя. Это и есть двусторонняя монополия. В такой ситуации покупатель и продавец знают друг друга. При этом они проводят куплю-продажу готовой продукции под строгим ценовым контролем. Примеры двусторонней монополии касаются таких ситуаций, когда фирма реализует свой товар государству. Это и покупка оружия Министерством обороны, и противостояние единого профсоюза какому-либо одному работодателю.

    Заключение

    Классификация монополий носит условный характер. Некоторые компании весьма сложно отнести к тому или иному типу хозяйствующих субъектов. Многие из них имеют принадлежность сразу к нескольким видам различных монополий. Примером тому могут служить субъекты хозяйствования, обслуживающие телефонные сети. Сюда же относятся газовые и электрические компании. Все они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут касаться и других сфер деятельности.

    Однако нередко положение субъекта хозяйствования кардинально меняется. Так, имеющиеся преимущества естественных монополий не являются их неотъемлемой стороной. Положение на рынке таких субъектов хозяйствования может претерпеть изменения при разработке новейших технологий конкурентами. Не является устойчивым и положение закрытых монополий. Все данные им льготы и привилегии могут быть отменены вновь введенными законодательными актами.

    По происхождению выделяют два главных вида монополии: монополию естественную и искусственную. Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, ш- в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или ( "там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение), ибо разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, ( "монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

    Иное дело - искусственная монополия. Это монополия "рукотворная", специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании, либо (а) подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, бойкота или демпинга ); либо (б) осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо (в) добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно; либо, наконец, (г) создают свои филиалы - так называемые аффилированные (дочерние) компании. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними - в широте соглашений между участниками и плотности их объединения. Так, наиболее простая - картель. Его участники (производящие однородную продукцию - нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую. Яркий пример - ОПЕК.

    Однако цивилизованный мир ограничивает картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (сговор без сговора: ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные компании "по умолчанию" следуют за ней).

    Ради повышения доходов применяются и другие ценовые хитрости. Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается Щ- "система связанных цен": на основной продукт (принтер) цена относительно низкая (чтобы стимулировать сбыт), а на сопутствующий (краску) - завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным "ценам снятия сливок" (для "избранной", богатой и сорящей деньгами публики), а затем в ход идут пониженные "цены проникновения" - для завоевания кошельков широких слоёв расчётливых покупателей, живущих по немецкой пословице: "кто работает как лошадь, не тратит деньги как осёл".

    Вторая, более тесная форма союза - синдикат. В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).

    Так, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут (а) ослабить взаимную конкуренцию, (б) сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в го же время (в) дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.

    Наконец, третий и наиболее тесный союз - трест. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно подобные гигантские сверхмонополии, господствовавшие над потребителями, были типичны для экономики СССР. Сегодня тресты признаны самым сильным и антиобщественным проявлением монополизма и в большинстве стран мира запрещены.

    Иногда монополизмом грешат концерны - крупные диверсифицированные экономические комплексы, в которые входят промышленные, торговые, банковские и др.предприятия. Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт - холдинг (от англ, hold - держать, владеть) - головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность. Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и высокоэффективны прежде всего за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.

    В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество). Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).

    • Демпинг (от англ, dumping - сбрасывание) - массированный выброс товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам с цельюразорения и вытеснения конкурентов и завоевания рынка.

    Монополия (от греч. monos – один, единственный + poled – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис. 5.6): собственно монопо́лию, олигопо́лию (от греч. oligos – немногий + poleo), монопсо́нию (от греч. monos + opsonia – закупка продовольствия) и олигопсо́нию (от греч. oligos + opsonia).

    Рис. 5.6.

    Так, например, если в небольшом городке единственное "серьезное" предприятие – скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы). В то же время не исключено, что тог же хлебозавод находится во власти олигополистов – двух-трёх близрасположенных мельниц, поставляющих ему муку.

    Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три (рис. 5.7): высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по закону России – обычно свыше 35%); доминирующее , т.е. преобладающее, положение этих фирм на рынке определённых товаров и установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхпри́былей. Суть своекорыстных действий монополи-

    Рис. 5.7.

    ста сводится к тому, что намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цепы. В отличие от этого монопсонист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создаёт для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

    Монополия естественная и искусственная

    По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную (рис. 5.8). Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в о́траслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее бо́льшую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

    Такой монополией, например, обладает историческая область Шампа́нь (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием "шампанское".

    Или взять фабрику "Северная чернь " в Великом Устюге (Вологодская область) – старинном, многоглавом, уютном городе, достойно избранном родиной российского Деда Мороза. Эта фабрика – естественный монополист в оригинальном чернении по серебру, сложившемся ещё в XVIII веке, а ныне известном не только в нашем Отечестве, но и за рубежом.

    Рис. 5.8.

    Иное дело – искусственная монополия. Это монополия "рукотворная", специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, демпинга ); или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно ); или добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 5.1). Основные различия между ними – в широте соглашений участников и "плотности" их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространённая форма – картель . Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цеп (кто, где, сколько и почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую).

    Яркий пример картеля международного масштаба – Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК (аббревиатура английского наименования: Organization of Petroleum Exporting Countries) – основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти. Созданная в 1960 году, ОПЕК в конце XX века насчитывала 11 стран-членов: Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. В последние годы в работе Организации в качестве наблюдателя принимает участие и Россия.

    Особенно успешно (для себя) ОПЕК действовала в 1970-х годах (да и позднее). Договариваясь о квотах производства и ценах, её участники доходно господствовали на мировом рынке нефти и накопили значительные суммы "нефтедолларов" на своих счетах в западных банках.

    Таблица 5.1

    Основные формы монополистических союзов

    Формы союзов

    Происхождение названия

    Главные пункты соглашений

    Самостоятельность участников

    Картель

    от итал. centа – документ

    • о разделе рынков
    • о квотах продаж
    • об уровне цен

    и производственная, и коммерческая

    Синдикат

    от греч. syndikos – действующий сообща

    • о торговых квотах и ценах
    • о совместном сбыте продукции и закупках сырья

    только производственная

    Трест

    от англ. trust – доверие

    полное объединение предприятий

    теряют всякую самостоятельность

    Однако цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или использовать так называемое лидерство в цепах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные "молчаливо" следуют за ней).

    Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (аббревиатура от нем. Badische Апiliп & Soda Fabrik – Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла-таки наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации но многочисленным судебным искам ограбленных граждан.

    Ради повышения доходов применяются и другие ценовые "хитрости". Так, на сопряжённые, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается "система связанных цен": на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) – завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным "ценам снятия сливок" (для "избранных", богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные "цены проникновения " – для завоевания кошельков широкой публики.

    Вторая, более тесная форма союза – синдикат . В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).

    Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут (а) ослабить взаимную конкуренцию, (б) сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время (в) дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.

    Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз – трест . Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.

    Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн (от англ, concern – фирма, предприятие) – это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.

    Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт – так называемый хо́лдинг (от англ, hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

    Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности прежде всего за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.

    В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консо́рциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество). Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).

    • Домини́ровать (от лат. dominans – господствующий) – господствовать, преобладать, быть основным: возвышаться над всем окружающим.
    • Де́мпинг (от англ, dumping – сбрасывание) – массированный выброс товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам с целью разорения и вытеснения конкурентов и завоевания рынка.
    • Анони́мный (от греч. anonymos – безымянный) – неизвестный, безымянный, без указания имени; скрывший свое имя.
    • Квота (от лат. quot – сколько) – доля, часть, допустимая норма чего-либо (например, производственная квота – допустимый объём выпуска).

    Всероссийская государственная налоговая академия

    Министерства Финансов Российской Федерации

    Кафедра «Экономической теории»

    Курсовая работа

    «Экономической теории»

    «Монополия в условиях российской экономики»

    Выполнил:

    Студент очного отделения

    Финансово-Экономического

    факультета ВГНА

    группа НО-102 Алесин В.С

    Научный руководитель:

    Соловьев Е.Н

    Введение………………………………………………………………...2

    1) Естественные и искусственные Монополии………………………4

    2) Равновесие монополиста…………………………………………….7

    3)Естественные монополии - теоретический аспект…………………4

    4) Роль естественной монополии в экономике…….............................12

    5)Монополия в России: история создания и перспективы развития...14

    6)Антимонопольное регулирование…………………………………...22

    Заключение……………………………………………………………....24

    Приложение……………………………………………………………...26

    Список литературы………………………………………………………27

    Введение

    В независимости от того, является ли предприятие – монополист естественной или искусственной, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, то есть способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия монополисты злоупотребляют своим особым положениям, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены

    Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественной монополии национального значения: РАО “ЕЭС”, “Газпром” и МПС. Общая концепция реформ - отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий монополистов.

    1)Монополией называется ситуация в отрасли, при которой в отрасли

    существует только одна фирма,

    2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей,

    3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.

    Такая фирма, не имеющая "соседей" по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.

    Таким образом, монополист (так называют фирму, не имеющую конкурентов) обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить ВСЯ отрасль.

    Более того, единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей).

    Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

    1.Естественные и искусственные монополии в России

    Существует несколько возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

    Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

    Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

    Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

    Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. Представьте себе, что в городе два троллейбусных парка конкурируют на одном и том же маршруте! Или одни и те же маршруты обслуживают сразу три метрополитена с переплетающимися тоннелями!

    Сама возможность существования такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат. Что будет, если появятся два метрополитена и этот поток пассажиров разделится на две части? Для покрытия расходов "своего" метрополитена каждый пассажир должен будет платить почти в два раза больше.

    То же самое можно сказать и про городские коммунальные службы (водопровод, канализацию, электричество, телефон, радио и т.д.) экономия от масштаба производства делает выгодным существование всех этих систем в единственном экземпляре.

    Но естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и относительно небольшим объемом рыночного спроса. Представьте себе лодочника на переправе между двумя небольшими населенными пунктами, который перевозит десяток пассажиров в день, причем полученных денег едва хватает на покрытие его затрат. Зачем на этой переправе два лодочника? Или производство атомных ледоколов: если их нужно производить всего 2 или 3 в год, сколько фирм может быть в этой отрасли?

    Так как причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей, такая монополия и называется естественной. Но монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства.

    Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

    Причины этого могут быть финансовые если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

    Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

    В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

    2. Равновесие монополиста

    По существу выбор монополиста сводится к выбору точки на кривой спроса на его продукт. Предположим, что на рис. 1 изображена кривая спроса на продукт монополиста. Монополист может выбрать точки А, Б, В или любую другую точку на кривой спроса. Точки, лежащие над кривой спроса, ему недоступны. Почему он не выбирает точки, лежащую под кривой спроса? Конечно, он может выбрать такую точку = например, точку Г = производить количество Q 1 и продавать его по цене Р 1 . Но это будет противоречить его желанию получить максимум прибыли = ведь он может запросто поднять цену до значения Р2 и увеличить свою выручку на величину площади заштрихованного прямоугольника. Какое бы количество продукта ни решил монополист выставить на рынок, он попытается назначить на него максимально возможную цену.

    Следовательно, если монополист хочет получить максимальную прибыль, то он должен выбрать одну из точек на кривой спроса.

    А какую точку?

    Ответ на этот вопрос зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат монополиста.

    Предположим для простоты, что кривая спроса на продукцию монополиста является прямой линией (см. рис. 2). Предположим также, что мы имеем дело с искусственной монополией, которая образовалась следующим образом. В спичечной отрасли существовала конкуренция нескольких десятков примерно одинаковых фирм, которые имели одинаковые средние затраты на производство коробки спичек. В отрасли существовало равновесие длительного периода, при котором все заводы производили 1 млн коробков, продавали по цене, равной средним затратам, и экономическая прибыль всех фирм была равна нулю. Неожиданно некий предприниматель скупил все фирмы в этой отрасли и стал монополистом. Что он будет делать?

    Средние затраты производства спичек монополиста в этом случае можно считать одинаковыми для любого выпуска, так как для изменения выпуска он будет просто закрывать отдельные заводы, оставляя другие работать в "нормальном" режиме.

    Чтобы определить цену и объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополист должен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль в каждой из них и выбрать точку, в которой прибыль максимальна.

    Если монополист начнет понемногу уменьшать выпуск, он обнаружит, что это увеличивает прибыль. Например, выпуск 800 тысяч коробок в неделю он сможет продать по более высокой цене 15 рублей за коробку (точка Д на графике). Его выручка составит таким образом 12 млн, средние затраты 8 млн, а прибыль вырастет с нуля до 4 млн рублей!

    Если монополист решит уменьшить выпуск еще немного = до 600=тысяч коробок в неделю, он сможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составит уже 6=млн рублей.

    Но если он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч коробков и перейдет в точку В, он обнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробка до 25==рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит, что его прибыль уменьшилась до 4 млн рублей.

    3. Естественные монополии - теоретический аспект

    Современная теория естественной монополии сложилась в последние несколько десятилетий на Западе, и имеет важное прикладное значение для реформирования отечественных естественных монополий. В определённом смысле теорию естественной монополии можно рассматривать как часть более общей теории организации производства и анализа структуры отраслей.

    При использовании зарубежного опыта, безусловно, следует учитывать дополнительные сложности, связанные с переходными процессами в российской экономике, которые предполагают особые требования к гибкости и адаптивности формируемых стратегий реформирования, устойчивости получаемых результатов к динамике экономической ситуации. Следует также иметь в виду особый генезис российских монополий, сложившихся не в условиях конкурентной среды, а образованных административным путем в централизованно управляемой системе, сращивание функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и т.п.

    Представление о естественных монополиях, пришедшее из классических западных учебников, связано с наличием экономии от масштаба, понимаемой как снижение долгосрочных средних издержек по мере роста объема выпуска. Этого казалось достаточно для иллюстрации отличительных свойств естественных монополий при анализе основных видов рыночных структур. Более того, это положение не подвергалось сомнению в течение многих десятилетий: оно господствовало в странах с развитой рыночной экономикой, имеющий большой опыт регулирования и дерегулирования в области естественных монополий. Парадокс в том, что в странах с развитыми рыночными отношениями достаточно длительное время даже регламентированные законодательными актами мероприятия по реформирования (слияние или разбиение, установление регулируемых или свободных цен и т.д.) проводили в отраслях, которые относили к естественной монополии, исходя из указанного выше понимания, но которые, согласно современным представлениям, таковыми не являются.

    Вполне объяснимо, что для отечественной экономической теории и практики проблематика естественных монополий как элемента рынка до относительно недавнего времени не была актуальна. И неудивительно, что в российском законе о естественных монополиях в качестве определяющей черты данного товарного рынка также указано на существенное понижение издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства.

    В рамках современной теории определение естественной монополии строится следующим образом. Пусть все действующие на отраслевом рынке фирмы имеют доступ к одним и тем же технологиям и, соответственно, - одинаковый вид зависимостей совокупных производственных издержек от объемов выпуска при оптимальных режимах использования всех ресурсов (оптимальных технологиях). При этом существенно, что видов выпускаемой продукции (услуг) может быть несколько, т.е. имеется возможность рассматривать фирмы не только как однопродуктовые, но и как многопродуктовые (именно такой уровень агрегации представления отрасли, когда в расчетах можно учесть реальную диверсификацию выпуска, открывает дополнительную возможность оптимизации структуры производства). Предполагается, что объемы выпуска обусловлены известными для данной отрасли кривыми спроса.

    Согласно теории, состояние отраслевого рынка может быть отнесено к сфере естественной монополии тогда и только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеются спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна при отраслевой структуре, состоящей из одной единственной фирмы.

    4. Роль естественной монополии в экономике

    В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

    На деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств, а МПС и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество бизнесов (предприятий), которые могли бы нормально действовать на рынке в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы №1.

    Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2000 г. Примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль - около 300 - 350 млрд. руб., в т.ч. рента - около 70%.

    В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению, через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.

    Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии завышают цены, пользуясь своим монопольным положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС - на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.

    Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

    Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Это означает существование значительного нерыночного сектора в российской экономике, искажение относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически ничего не выигрывают на этом, поскольку дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать - больше тратить энергии или лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.

    В целях снижения цен и тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются на реформирование естественных монополий.

    5. Монополия в России: история создания и перспективы развития

    Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей - были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

    Большая часть проблем этой наиболее «продвинутой» с точки зрения того, что принято называть либеральными реформами, естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.

    Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

    Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.

    Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.

    Газовая промышленность. РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

    «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

    Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

    Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - «предприятие ОАО». С правой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

    Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

    Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании - естественной монополии - «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом.

    Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

    Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%. Удельный вес ж/д транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция - перевозки - создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

    Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2.5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

    В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.

    Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ж/д транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределение ресурсов объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На ж/д транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями ж/д транспорта. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.

    В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на ж/д транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем: регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшем решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь нужно отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры.

    Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции.

    Потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. Так, в электроэнергетики должны быть образованны независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В области международной телефонной связи уже в настоящее время наблюдается подобные позитивные сдвиги. В перспективе и в газовой промышленности можно сформулировать конкурентную среду.

    Конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий не дискриминационный характер доступ к транспортным системам, а международным и междугородним операторам - открытый и равный доступ в сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и не дискриминационными.

    Должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферах естественной монополии. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учета интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегий развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе нормы прибыли на вложенный капитал. Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий. Эффективное корпоративно-акционерное принятия решений через определение разрешенного уровня цен или управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако после полной приватизации, так и до ее поведения корпоративное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи в управление больших пакетов акций тем лицам или организациям. Которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров.

    Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия.

    Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала.

    6.Антимонопольное регулирование в России
    Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в регионах были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»:
    1. … решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений...
    2. … развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей...
    Такого же мнения придерживаются российские предприниматели, для которых «поддержание благоприятной конкурентной среды» в регионах РФ является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».
    Антимонопольное регулирование - это комплекс административных и экономических мер, осуществляемых для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции.
    В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» «естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»
    В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.

    Заключение

    Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования - та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий - сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

    В электроэнергетике России был выбран технически более сложный путь - дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться с быстрой либерализацией рынка электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

    Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Не очень понятно пока, как будет действовать новый закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институционную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

    В России такая работа во многом подменяется усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в госсобственности значительной части активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника - государства(что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

    В ходе реформирования российские монополии сохраняют форму крупных вертикально интегрированных компаний. Все еще отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого и жизнеспособного естественно монопольного ядра и разработки соответствующих методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

    Приложение

    Таблица №1. Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2009 г.

    «Газпром»

    РАО «ЕЭС» России

    Всего три монополии

    Всего эконом;

    Доля в экон. %

    Доля в экон. %

    Количество занятых

    Валовой выпуск

    Млрд. руб.

    Валовая добавленная стоимость

    Млрд. руб.

    Основные средства

    Млрд. руб.

    Капитальные вложения

    Млрд. руб.

    Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ)

    Млрд. руб.

    Млрд. руб.

    Млрд. руб.

    Список литературы

    1. Вопросы экономики №1 2004. А. Городницкий, Ю. Повленко Реформирование естественных монополий.

    2. “ЭКО”, №4 1999 г. Н.И Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц ”Реформирование естественной монополии в России - теоретический аспект”

    3. “ЭКО” №4 2001 г. Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц “Реформирование естественной монополии в России - законодательные аспекты”

    4. “Вопросы экономики”, №4, 2008 г. Р. Мартусевич “Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии”

    5. “Вопросы экономики” №1 2006 г. М. Дерябина “Реформирование естественной монополии: теория и практика”

    Монополий , просили приостановить либерализацию энергорынка, дать...

  • Кредитно-денежное регулирование в условиях переходной экономики

    Реферат >> Экономическая теория

    К рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты... денежно-кредитного регулирования. Данные меры в условиях российской экономики не срабатывают, а потому неэффективно само...

  • Банки в условиях переходной экономики

    Контрольная работа >> Экономика

    В переходной экономике изучить банки в переходной экономике . 1. Элементы переходной экономики В настоящее время перед российской экономикой стоит... практически те же барьеры, что и в условиях монополии . В числе важнейших – величина капитала, необходимая...

  • Монополия и конкуренция в российской экономике

    Реферат >> Экономика

    Ее роль в российской экономике . 2.Рассмотреть понятие монополии и установить ее роль в российской экономике ,исследовать антимонопольное регулирование... больше, чем в условиях монополии , но значительно меньше чем в условиях совершенной конкуренции. Как...