Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Планировка оборудования и рабочих мест в цехе
  • Государственная поддержка Государственный фонд поддержки малого
  • Функции менеджера по персоналу в американских фирмах
  • Должностная инструкция энергетика Инженер энергетик ведет документацию какую
  • Имеет ли эффективность франшиза по проверке водосчетчиков, и на что нужно обратить внимание?
  • Обязателен ли кассовый аппарат для ИП?
  • Формы организации и осуществления концертной деятельности. Вопрос: Концертная организация

    Формы организации и осуществления концертной деятельности. Вопрос: Концертная организация


    * В расчетах используются средние данные по России

    Для многих людей организация концертов представляется весьма лёгким занятием – приехали «звёзды», отыграли, деньги получили, часть получил владелец помещения, часть – исполнитель(-и), остальное пошло организатору. Всё. Однако работа последнего сопряжена с решением большого количества задач, и это не только поиск площадки, но и обеспечение концерта всем необходимым – от светотехники до гостиницы для музыкантов. Организатор принимает на себя обязанности по тому, что мероприятие не просто произойдёт, но и будет правильно организовано и включать в себя всё необходимое. По своей сути, организатор – тот человек, который не располагает ничем, кроме предложения своей работы. Учитывая, что заниматься столь глобальным вопросом не хочет ни один участник, услуги организаторов концертов являются достаточно востребованными. Причём на первых этапах заниматься этим бизнесом можно чуть ли не в одиночку.

    Данная ниша является относительно занятой, поэтому новичку наверняка будет сложно занять своё место. Главное ограничение – поп-культура, исполнители, получившие популярность сегодня курируются уже довольно крупными фирмами, и перетянуть на себя работу в этом случае вряд ли удастся. И здесь даже не помогут более выгодные условия – ни музыканты, ни их продюсеры не хотят рисковать, связываясь с никому неизвестной фирмой. В этом случае начинать лучше с организации концертов пока ещё никому не известных групп, которые хотят выйти на сцену, и здесь открывается множество перспектив, если правильно подойти к своему делу. Также всё зависит от степени активности организатора, если он не ждёт, пока к нему сами придут за услугами, а ищет клиентов самостоятельно, то он может рассчитывать на успех. Стоит отметить и то, что схема работы в зависимости от многих факторов может несколько отличаться.

    Для того, чтобы начать своё дело, стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Форма предпринимательства может быть любой, хотя клиенты с гораздо большей охотой будут работать с юридическим лицом, более доверительно к нему будут относиться и партнёры, и арендодатели. Впрочем, по закону можно остаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Из юридических лиц предпочтительна форма общества с ограниченной ответственностью – также, как и в случае с ИП, в этом доступна упрощённая система налогообложения, позволяющая отчислять в пользу государства 6% (от доходов) или 15% (от операционной прибыли).

    Зарабатывай до
    200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

    Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

    Оформление юридического лица будет несколько более продолжительным, потребует более значительных вложений, и документооборот в этом случае более серьёзный. В общем случае, если объединяется несколько человек для организации бизнеса, то им нужно оформить юридическое лицо, иначе же при бизнесе одного человека стоит рассчитать будущий план, чтобы определить форму предпринимательства. Также немаловажно правильно указать коды ОКВЭД, и подобная деятельность подходит под кодировку (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие.

    Своё собственное помещение желательно иметь, оно станет местом, где работают наёмные сотрудники и проводятся переговоры с клиентами. Впрочем, работу можно наладить и без собственного офиса, который зачастую выступает просто как представительство. Но это повышает престиж заведения в глазах партнёров. Но в любом случае помещение не обязательно должно быть большим, если только не планируется хранить у себя реквизит на концерты. Некоторые компании организовывают и свою собственную типографию для распечатки афиш и листовок, но это не всегда экономически целесообразно.

    Работа может вестись по двум направлением: организация заказанного концерта и организация концерта с приглашением на него исполнителей. В первом случае это будут собственные концерты групп и музыкантов, во втором – фестивали и сборные концерты, на которых выступают команды сходного жанра, тематики или вообще просто ориентированные на определённую категорию слушателей. Какой выбрать для себя, решает каждый предприниматель сам, но никто не запрещает заниматься обоими направлениями одновременно. Только второй вид организации концертов на порядок сложней первого и требует значительного опыта в данной сфере и умения привлекать многих исполнителей. Поэтому начать лучше с организации концертов для конкретных групп, а уже после начать заниматься и собственными фестивалями. Они могут принести намного больше прибыли, так как порою длятся несколько дней, а не пару часов, но и требуют гораздо более серьёзного подхода. Причём почти все риски ложатся на самого организатора, потому что он выступает зачинщиком мероприятия.

    Итак, для своей работы сразу желательно найти партнёров, которые готовы предоставлять свои площадки под нужды концертов. Однако в больших городах договориться о постоянном предоставлении сцены вряд ли получится – есть много других желающих воспользоваться сдаваемыми в аренду площадями. Поэтому площадку каждый раз, скорее всего, придётся находить и договариваться с владельцами каждый раз, как она будет нужна. Но это не значит, что этим вопросом не стоит заниматься до непосредственно подготовки к ожидаемому мероприятию, иметь список возможных объектов необходимо, а также держать информацию о их загруженности. В этом случае хотя бы неформальные хорошие отношения с владельцем площадки очень желательно наладить, это позволит по первой же необходимости договариваться об аренде.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Но нужно отметить, что требования к помещению у всех артистов разные, и поэтому нужно иметь несколько вариантов на примете – от относительно недорогих до элитных залов с большой количеством вмещаемых зрителей. В зависимости от формата концерта подбираются и типы площадок: можно привести условный пример, что для симфонической музыки нужен зал с сидячими местами, а вот для рок-концерта хватит и площадки с простым танцполом. Поэтому последние часто организовывают на спортивных аренах или в актовых залах. Любители музыки редко будут отказывать себе в удовольствии посетить концерт любимой группы только потому, что он проходит в «неудобном» по их мнению заведении, но вот в ином случае потребитель может сделать немало выводов только по тому, где проходит событие.

    В последнее время большой популярностью стали пользоваться мероприятия, проводимые в клубах, причём этот вариант привлекателен для слушателей, как правило, нравится самим музыкантам, а организатору значительно упрощает работу, потому что в клубах, в отличие от тех же спортивных арен, уже есть осветительное и звуковое оборудование. И поэтому повышенная стоимость аренды клуба на один вечер возмещается отсутствием необходимости арендовать часть оборудования. Причём многие концерты проводят в будние дни (когда клуб не работает или работает в немного другом формате, бара, например) и потому договориться о скидке гораздо проще.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Стоимость площадок сильно разнится и зависит от многих факторов. Самый главный – месторасположение, потом идёт размер, формат, возможности дополнительного оборудования, известность места. Всё это должен учитывать организатор, и это всё интересно продюсерам и музыкантам. Концерт могут отказаться давать, если не будет достойной по мнению артистов площадки, и здесь речь идёт в первую очередь о прибыли, а не о её престижности. Да и сам организатор наверняка заинтересован в том, чтобы арена принесла как можно больше денег, почему многие известные музыканты не приезжают в более мелкие города: дело не только в том, что население не сможет покупать дорогие концерты, а иногда и наоборот, что желающих будет предостаточно, но их площадка не вместит, и её возможности размещения вряд ли покроют даже собственные расходы.

    Далее следует поиск спонсоров своего мероприятия. На данном этапе существует множество вариантов сотрудничества вплоть до того, что спонсоры самостоятельно проводят рекламную кампанию (правда, в только доступных им каналах) и снабжают организатора необходимыми мощностями: типографией, оборудованием, персоналом, распространением билетов. В принципе, спонсором может выступить любой партнёр, кроме собственно музыкантов с их продюсером или лейблом. Редкий спонсор даёт непосредственно деньги на организацию, обычно это бартер, когда за размещение их логотипа, сообщения о спонсоре на мероприятии и проведение промо-акций предоставляется та или иная помощь.

    Иногда это даже более выгодно для организатора, потому что спонсор располагает возможностями, которые позволяют не обращаться к сторонним компаниям, и тогда траты снижаются благодаря рекламе партнёра. Логотипы спонсора обычно размещаются на афишах и баннерах – это почти всегда обязательное условие сотрудничества. При удачном взаиморасчёте спонсорская помощь может оказаться очень хорошей экономией или получением дополнительных средств. Правда, при организации концертов малоизвестных групп или просто концерта, который не особо популярен у населения, некоторые хорошие с точки зрения спонсорской поддержки компании могут отказаться сотрудничать либо выставить очень невыгодные условия.

    Спонсорам придётся продавать будущее мероприятие, и главный их критерий, как правило, для них – это количество посетителей. В дополнение серьёзные требования предъявляются к самой рекламной кампании; но она должна быть достаточно масштабной и для выгоды организатора. Самый распространённый, хоть немного устаревший, но всё-таки эффективный способ рекламы – расклейка афиш на специально предоставленных для этого местах и размещение баннеров по городу. Обычно этим занимаются рекламные агентства, которые обладают достаточными связями и договорами сотрудничества, чтобы обеспечить информационное размещение о грядущем событии по всему городу. Всё-таки личная расклейка афиш – уже постепенно вытесняется более совершенными и современными методами. Если имеется свой собственный сайт, то, безусловно, на нём стоит разместить информацию, хотя сайт организатора – это обычно его визитная карточка для партнёров, а не для посетителей концертов, для них все сведения о событии размещаются на своём портале распространителем билетов.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Далее следует договориться с компаниями, которые готовы сдать в аренду и поставить осветительное и звуковое оборудование. Как уже было отмечено, некоторые площадки и сами располагают им, в некоторых (например, в тематических клубах) и вовсе всё обычно готово к любому концерту – приходи и играй. Но чаще приходится находить сдающие оборудование в аренду компании, договариваться о поставке, установке и последующем вывозе. Само оборудование оплачивается либо пакетами (то есть, к пример, полный комплект для джазового концерта), либо заказывается по отдельности, и аренда каждого устройства оплачивается отдельно. Помимо стандартного света можно разжиться лазерным, огненным или ещё каким эффектным шоу (и придётся нанять соответствующих работников), а звуковое подбирается в зависимости от жанра и особенностей игры (и даже самого концерта) музыкантов. Так, симфонический оркестр играет вживую, а вот рок-группа потребует наличия усилителей, сложной электроники, барабанной установки, привезя с собой только гитары (и то не всегда). Поэтому уже на данном этапе нужно иметь не только заключённый договор с группой или их продюсером, но и обговорить точную концепцию мероприятия.

    Далее следует поиск распространителя билетов. Некоторые компании вообще совмещают эту деятельность – распространение билетов и организацию концертов, но строго говоря это совершенно разные компании. Продать большое количество билетов, не располагая всеми возможностями, практически невозможно, поэтому и заключается договор с фирмой, которая за комиссию обеспечит продажи билетов на концерт. С этой конторой придётся сотрудничать очень тесно, потому что она частично возьмёт на себя обязанности в проведении рекламы, именно она будет принимать деньги за билеты, а значит, от неё нужно требовать особо строгой отчётности. Обойтись продажей билетов только в кассе площадки (которой может не оказаться) не получится, нужна налаженная схема.

    Переговоры с самим музыкантами проходят либо лично, либо через их продюсера – это всегда так, если он имеется. Раскрученная группа будет предъявляет огромное количество требований к своему посещению того или иного города, им нужна гостиница, питание, а также размещение реквизита. Обычно он привозится сразу на площадку, где за несколько часов (реже суток) проходят все приготовления. Таким образом, помимо договоров со множеством компаний, которые обеспечивают проведение мероприятия, придётся договориться и с организациями, которые предоставят услуги самим музыкантам, и это обязательное условие артистов перед посещением города – чтобы всё было налажено самим организатором. Таким образом, в такой схеме обычно задействовано огромное количество предприятий, между которыми бегает организатор и старается запустить эту достаточно громоздкую схему.

    Начинать лучше с малоизвестных групп, выступая для них в качестве замены продюсеру, но в этом случае оптимально находить несколько молодых талантливых коллективов и устраивать либо сборный концерт (то есть включающий в себя несколько команд, сходных по жанру), либо местный фестиваль. Правда, в последнем случае иногда ставка делается не на продажу билетов (и вход может быть даже свободным), а на продажу дополнительных услуг на фестивале. Это сводится к тому, что организатор просто сдаёт места на фестивале продавцам, которые наживаются за счёт большого количества людей в одном месте. Многие начинающие команды порою готовы выступать только за идею, желая заявить о себе миру, и не требуют от организатора какой-либо части выручки. Но здесь и он сильно рискует, организовывая мероприятие, на которое никто, возможно, не придёт (обычно, конечно, приходят приглашённые самими музыкантами друзья и родственники, но ситуацию это не спасает). Начинать стоит с совсем уж локальных мероприятий, когда не приходится рисковать большими средствами и есть возможность, если не получить прибыль, то хотя бы получить опыт.

    Пройдёт немало времени, прежде чем удастся работать индивидуально под каждый коллектив с его подачи; обычно именитые музыканты работают только с крупными игроками, которые могут в кратчайшие сроки организовать мероприятие (а иногда и даже весь гастрольный тур), собрать много денег и начать продажи за несколько месяцев до концерта. Новичков в этом случае в расчёт не берут. Фестивали и вовсе, в привычном понимании этого слова, могут быть полноценными, если располагаются в удобном месте, окружены нужной инфраструктурой, интересны посетителям и на них выступает достаточное количество известных команд. Рассчитанные на многие дни мероприятия начинающему игроку, как правило, не под силу; но придумать свой новый формат никто не запрещает.

    Бизнес по организации концертов поначалу наверняка будет очень тяжёлым, и долгое время придётся самому работать за идею, вкладывая свои силы (а иногда и деньги), чтобы просто заработать себе имя. Однако в данном случае перспектив достаточно много, потому что, сумев наладить организацию идеально на всех этапах, можно успешно конкурировать даже с известными компаниями, у которых, не исключено, имеются недостатки в той или иной сфере.

    835 человек изучает этот бизнес сегодня.

    За 30 дней этим бизнесом интересовались 241848 раз.

    Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Сущность и особенные черты концертной деятельности, ее назначение и порядок реализации. Требования к участникам концертных программ: режиссеру, ведущему, исполнителям, музыкантам. Структура и характеристика основных элементов концертной деятельности.

      контрольная работа , добавлен 25.06.2010

      Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.

      курсовая работа , добавлен 04.01.2013

      дипломная работа , добавлен 14.12.2010

      Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

      курсовая работа , добавлен 07.10.2017

      Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях. Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань качеством организации социально-культурной деятельности, рекомендации и методы по ее усовершенствованию.

      дипломная работа , добавлен 07.06.2015

      Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

      контрольная работа , добавлен 27.07.2012

      Режим функционирования, финансовая и хозяйственная деятельность, образовательный процесс, задачи, направления деятельности и функции Дворца детского и юношеского творчества. Направления учебной и методической деятельности в социально-культурной сфере.

      курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Методика и организация исследования

    включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Были использованы:

    Теоретические методы;

    Контент-анализ документации и материалов периодических изданий;

    Анализ материалов социально-педагогических и психолого-педагогических исследований, научно-методических материалов по изучаемой проблеме.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления о технологических особенностях концертных программ для разновозрастных категорий населения.

    Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в разработке и организации концертных форм, в практических рекомендациях по совершенствованию технологии концертных программ в процессе организации практической деятельности учреждений культуры.

    Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


    Глава 1. Специфика концерта как формы культурной деятельности

    Разработка и реализация концертных программ является специфическим видом социально-культурной деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом проведения досуга посетителями учреждения культуры. Для концертной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

    Концертные программы способны удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

    Отдых в процессе проведения концертных программ в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых – значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация концертных программ по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

    Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должны занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Активный отдых позволяет переключаться с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, с познания – на развлечения, с пассивного отдыха – на активный, и наоборот.



    Изучая концерт как особую организационно - художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально - культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально - культурным потребностям населения.

    Основными чертами концертной деятельности являются:

    Жанровое многообразие исполняемых номеров;

    Количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;

    Тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);

    Время и аудитория концерта.

    Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии»: «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

    С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:

    виды концертного творчества:

    Филармоническое;

    Литературное;

    Эстрадное;

    жанры концертного творчества:

    Филармонический (серьезный академический концерт);

    Эстрадный (все остальное).

    разновидности концертной программы (эстрадного концерта):

    Сольный концерт (один исполнитель)

    Сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)

    Театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)

    Детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)

    Концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами)

    Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

    К филармоническим концертам относятся:

    Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов - вокалистов, инструменталистов, либо хора;

    Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов - вокалистов или инструменталистов;

    Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

    Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

    Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов - вокалистов (оперных и камерных), солистов - инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

    Музыкально - литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

    Концерты - лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

    К эстрадным концертам относятся:

    Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно - инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

    Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

    Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

    Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

    Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

    Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

    Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

    А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

    «Эстрадный концерт» - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт - важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.

    Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.

    «Эстрадный концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.

    В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

    «Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты - действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

    «Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

    «Театрализованные» - разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

    «Театрализация» - это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

    «Концерт-митинг» - это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта - сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

    «Концерт-интервью» - представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.

    Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

    «Моноконцерт» - предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

    «Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

    К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

    «Ревю (фр. revue)» - панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю - яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.

    Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения - с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.

    Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.

    Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

    Анализируя концерт как особую организационно - художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.

    Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно - досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

    Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно - досуговой деятельности.

    Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров.

    Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.

    Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удолетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельности для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

    Концерт - едва не самая популярная и общедоступная форма культурно - просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить разряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет пастоновщикам: высокая идейность исполняемого репертуара, его художественная полноценность, жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории, высокое качество исполнения номеров и эпизодов, оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров.

    Виды концертных выступлений творческих коллектива могут быть различные как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера.

    Нередко коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах - встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

    Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт любительского творческого коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает обычно 30-40 минут.

    В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образом, характеру музыкального материала, стилю. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интерес зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта.

    Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства:

    • - просветительской, которой соответствует задача удолетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов представляет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями)
    • - пропагандистской, отличающейся направленностью на определенную область музыкальной литературы
    • - гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие
    • - общесоциологической, наиболее важной, подчиняющий предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей.

    В организации концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертной репертуара следует соблюдать принципы демократизма, не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.

    Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течении определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому рассматривая виды и формы концертной деятельности, прежде всего, необходимо раскрыть сущность концертных выступлений.

    Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает возможность определить их основные виды и дать им характеристику.

    Отчетный концерт - один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве. Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Как правило, день отчетного концерта заранее обговаривается администрацией дома культуры, клуба, с руководителями творческих любительских коллективов. Здесь учитывается степень подготовки коллективов на данный момент и возможность довести их до необходимого уровня за оставшийся срок перед концертом.

    Тематический концерт - это концерт, посвященный какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате.

    Смотр-конкурс. В сфере любительского искусства - это наиболее часто встречающийся вид концертного выступления. Смотры- конкурсы дают прекрасную возможность эстрадному оркестру не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, часто состоящей из артистов любительских коллективов, но и сравнить ее с музыкальными достижениями других коллективов.

    Выступления на фестивалях. В нашей стране и за рубежом нередко в больших городах проводятся различные музыкальные фестивали. Концертное выступление на фестивале во многом похоже по форме на выступление на смотре-конкурсе. Оно также ограничено по времени и количеству номеров, немало однородных концертных коллективов.

    Фестивальные концерты обычно проводятся в масштабе всей страны и часто с приглашением творческих коллективов из других стран. Организация фестивалей, широкий наплыв публики, зачастую приезжающей из других стран, обязуют городские власти выделять для их проведения значительные средства, большие концертные залы, иногда и стадионы.

    Концертно-исполнительская деятельность- важнейшая часть творческой работы любительского коллектива художественного творчества. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов.

    Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива и он нужен как исполнителям так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении двух, трех и более месяцев. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей. Сумеет ли коллектив за такой маленький кусочек жизни на сцене создать атмосферу тепла, доверия, творческого уюта, сумеет ли увлечь слушателя своей программой - именно от этого зависит перспектива данного коллектива.

    Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса. Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.

    Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны. Это концертные программы, рассчитанные на большую зрительскую аудиторию и камерные выступления, обращенные к не столь многочисленной публике. Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год - в торжественнойобстановке. Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связис этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

    Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективнаяформа нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.

    Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта, показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы.

    Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально- психологическоеи физиологическое состояние.

    Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интефицируется воспитательный процесс.

    Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.

    Виды концертной деятельности.

    1. Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

    2. Отчет - ознакомление с достижениями коллектива художественной самодеятельности в целях информации населения, повышения его культуры, а так же пропаганда отдельных видов любительского творчества, освещения и анализа их предварительных или окончательных результатов.

    3. Конкурсы - познавательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их групп в какой-либо области народного творчества.

    4. Смотры коллективов художественной самодеятельности - публичный показ достижений и результатов деятельности коллективов художественной самодеятельности, групп и отдельных исполнителей с последующейоценкой достигнутого уровня и награждения победителей. Смотры также проводятся по отдельным жанрам и по общему творчеству.

    5. Фестиваль (праздник искусства) - массовое празднество, смотр достижений профессионального, самодеятельного и художественного творчества. Организация этой работы - сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания соответствующей методики, владения специальными навыками и умениями, определенных личностных свойств и характеристик.

    Специфика воспитательной работы в самодеятельном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных коллективов в ее проведении и обеспечении.

    В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться Красный день календаря, литературный юбилей, вечер отдыха молодежи - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Часто праздничные концерты являются художественным продолжением торжественного вечера, а и иногда самостоятельными развлекательными программами. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров. А каковы особенности тематических концертов, посвященных литературным, музыкальным датам?

    Есть поэты и музыканты, творчество которых нашло отражение в произведениях искусства самых различных жанров.

    Например, Александр Пушкин. Сколько романсов написано на тексты его стихов, сколько опер и балетов создано на сюжеты его произведений! Если позволяет оборудование зала, в концерте можно использовать отрывки из фильмов, поставленных по пушкинской прозе, и из кинокартин о самом поэте. Хорошо, конечно, включить в программу сцены, из пьес Пушкина. Такой концерт будет чрезвычайно насыщенным по материалу и, несомненно, вызовет интерес зрителей.

    Программу можно построить либо по принципу разнообразил тем и проблем, затрагиваемых в творчестве поэта, либо по хронологическому признаку. Надо подготовить и текст, который бы сжато, но ясно комментировал каждый номер.

    Очень важно, чтобы текст конферанса (ведущего) тематических концертов постоянно удерживал внимание зрителей в определенном русле основной темы.

    Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.

    В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Если это оркестр, то для разнообразия программы можно включить пьесы с солистом, ансамбли и солирующие произведения. Например, первое отделение может быть классическим, а второе народным. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.

    Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.

    Что касается выездных концертов. Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки инструментов, костюмов и участников. Лучше, чтобы руководитель уже побывал в том месте, где будет проводиться концерт и прорепетировал с оркестром. Это делается для того, чтобы узнать акустику зала; как расположить инструменты, чтобы они звучали; узнать где на сцене находятся розетки; сколько микрофонов имеется в наличии или вести аппаратуру свою. Руководитель должен вести себя собранно и спокойно. Он должен назначить ответственных за количество костюмов, пультов, нот, инструментов, медиаторов, чтоб не чего не искать в последний момент.

    По приезду он должен провести беседу с участниками, психологически настроив их на концерт. Перед самим концертом, за пол часа, на сцене уже должно все стоять: стулья, пульты, папки, инструменты.

    Выездные концерты могут быть самыми различными по виду, их особенностью является «пропаганда своего искусства» в чужом учреждении культуры.

    Есть еще вид концерта который называется «капустник» - это шуточное или сатирическое представление, которое обычно готовится для "закрытого" вечера, т.к. в «капустниках» затрагиваются, как правило, темы внутренней жизни данного коллектива.

    Кроме полуимпровизационной драматургии, «капустник» отличается от иных форм эстрадного представления и основным принципом сценического воплощения. Исполнители лишь внешними признаками, очень условно обозначают характеры действующих лиц. Все перемены оформления производятся открытым приемом, места где действия зачастую определяются одной - двумя деталями, понятными только осведомленной аудитории. «Капустники» более импровизационны и условны не только в текстовой части, но и в исполнительской. Они увлекают не только юморным содержанием, но и тем, что среди действующих лиц обязательно присутствуют лица всем знакомые, занимающие подчас даже довольно высокое положение в данном учреждении. Дружеская пародия друг друга, дружеский шарж всегда воспринимаются легче и с очень большим интересом.

    Эстрадное обозрение. Но не путайте его с эстрадным концертом. Эстрадный концерт, как правило, обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанром. В них много юмора и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные жанры»: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

    В эстрадном обозрении (эстрадном спектакле) подобные же номера объедены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в свою очередь в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер. Особое внимание нужно обращать руководителю, как организатору досуговых программ, на четкость переходов от номера, к номеру, от эпизода к эпизоду. Тщательно отработать с исполнителями темпоритм их появления на сцене и их ухода со сцены.

    Специально выверяйте тексты интермедий, учитывая реакцию зала. Бывает, что исполнители, хорошо подготовленные в драматическом коллективе для участия в спектаклях, в эстрадных шуточных номерах плохо доносят текст, проходят мимо каламбуров, реприз и т.д.

    Постановочно-организационная работа.

    Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, участники массовых сцен, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.

    Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.

    Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).

    Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.

    Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.

    Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.

    Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.

    Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.

    Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.

    Партитура концерта.

    Чтобы успешно осуществить концерт, режиссеру постановщику необходимо держать в памяти буквально все слагаемые концерта. Любая упущенная во время работы над концертом «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно у режиссеров профессионалов отменная память, но иногда и она может подвести.

    Для того, чтобы избавить себя от случайностей, им создается «партитура концерта» или «постановочный план». Такая партитура не только дает представление, из чего складывается каждый момент концерта в их последовательности и временной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каждой службы. К тому же партитура значительно облегчает и ускоряет создание постановщиком так называемых «выписок» - последовательного описания содержания и порядка работы каждой службы (реплики и действия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления и закрытия занавеса и т.д.)

    В ней фиксируется кому и какие нужны костюмы, реквизит, что происходит в каждый момент действия за кулисами и на сцене.

    Как выглядит партитура концерта?

    Это своеобразное графическоеизображение концерта, в котором по горизонтали описаны действия всех участников концерта и помощников в определенный момент, а по вертикали - порядок действия и его временная протяженность.