Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Как оптимизировать работу отдела снабжения с учетом текущих экономических условий Планирование оптимизации закупок в организации
  • Экологические группы птиц по месту обитания Группы птиц по отношению к территории
  • Российский олигарх александр пономаренко устроил сыну день рождения со звездами
  • Сколько раз могу отказаться от предложенной мне работы на бирже труда?
  • Как пройти собеседование по скайпу с работодателем
  • Психологический портрет предпринимателя: черты характера и качества
  • Виды экслибриса. Книжный знак

    Виды экслибриса. Книжный знак
    Что такое экслибрис?

    Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) -небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.
    Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.
    Родина экслибриса - Германия. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых
    экслибрисов был герб владельца библиотеки.
    Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.
    Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века.
    Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.
    Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д-М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.

    Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) - действительного члена Верховного тайного совета — была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его ро-
    довой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» -«Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
    Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг- и ману-фактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии — был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова: «За веру и верность».
    Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1735 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную
    геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
    Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.
    В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
    Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.
    Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось
    лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
    Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.
    Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).
    На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.
    Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX - XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин,
    М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев,
    Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
    В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко,
    Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50 - начале 60 гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
    Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

    Слово «ex libris» в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрис - это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета, на котором значится, кто владелец книги, и, как правило, есть сюжетная картинка,

    отражающая профессию, круг интересов, увлечений, литературных привязанностей книголюба, тематику или характер библиотеки. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием).

    Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Книжный знак, хорошо исполненный, хорошо напечатанный, аккуратно вклеенный в книгу, украшает ее, является ее своеобразным паспортом. Наличие библиотечного экслибриса превращает простое книжное собрание в полноценную библиотеку.


    Экслибрис адмирала И.Ф.Крузенштерна

    Экслибрис императора Александра III

    Экслибрис Аркадия Стругацкого

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Возник экслибрис - в том виде, как он существует сейчас - вскоре после изобретения книгопечатания в 16 веке в Германии. Из тех времен до нас дошли графические миниатюры таких великих мастеров, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбейн М. падший.

    В России гравированные экслибрисы появились при Петре1. Однако в 60-х годах прошлого века на некоторых рукописных книгах Соловецкого монастыря были обнаружины рисованные знаки основателя здешней библиотеки Досифея; знаки эти датируется началом 90-х годов XV столетия.

    На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. Так, до 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

    В 19 веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый. Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической каждому экслибрису художники - члены "Мира искусства" - А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, Г.Нарбут, М.Добужинский, И.Билибин, Е.Митрохин, С.Чехонин и др. - придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера. Среди русских художников, внесших вклад, в искусство экслибриса, такие крупные мастера живописи и графики, как М. Врубель, В. Васнецов, Б. Кустодиев.

    В 1920-1930-х гг. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики - В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Купреянов, Н.Пискарев, П.Шиллинговский, Н.Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е.Голяховский, Г.Кравцов, В.Фролов, А.Калашников, Н.Калита, Г.Ратнер, М.Верхоланцев, В.Картович и многие другие.

    Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране.

    В начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку, как хранителю фамильной истории.

    Изменения претерпели и технологии изготовления.Теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

    С давних пор по всему миру распространено коллекционирование экслибрисов. Благодаря этому увлечению, ученые могут исследовать этапы книгопечатания, особенности издания рукописных книг, отслеживать пути миграции книг. Известны многотысячные собрания этих графических миниатюр.

    Существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Существует мнение, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

    Источники:
    Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ex_libris
    Сайт экслибрисов из собрания Юрия Сергеевича Бородаева , известного московского потомственного коллекционера
    Наука о рекламе http://www.advertology.ru/article23253.html
    Сайт художника-графика Леонида Щетнева http://www.booksite.ru/fulltext/she/tne/shetnev_l/index.htm

    Вы открываете книгу и на внутренней стороне переплета видите небольшую картинку. Это экслибрис (ex libris) – личный владельческий знак хозяина книги. Он не только подтверждает права владельца на эту книгу, но и является чем-то большим, нежели просто охранным знаком. Это как бы частичка внутреннего мира владельца, перенесенная в книгу. По рисунку экслибриса можно многое сказать о его владельце – что это за человек, о чем думает, чем интересуется. Даже спустя многие годы экслибрис и книга будут хранить эту информацию для многих поколений семьи.

    Ранее экслибрисы носили чисто охранную функцию. Первыми экслибрисами были надписи на рукописных книгах, сделанные их владельцами. Эта надпись подтверждала, кто является собственником книги, и называлась «владельческой надписью»: «Сия книга попа Родиона Сидорова сына, грешного и недостойного» (XVI в.). Желая сделать пожертвование «во искупление грехов», владельцы книг иногда передавали их в дар церкви и указывали на книге цель своего пожертвования. Такая запись называлась «вкладной записью» и помещалась обычно на первой странице рукописи, где обозначались число и год дарения, название церкви, имя жертвователя и цель вклада.
    «Лета 7124 Апреля в 1 день положил сию книгу глаголемую Апостол в дом Божий воскресению Христову благочестивый и христолюбивый раб Божий Василий Ярошевич Зенкевич мещанин и обыватель Романова с женою своею Евдокиею Зенкевичевою за отпущение грехов своих и в жизнь вечную. Аминь.»

    Кто таков был Василий Зенкевич, теперь уже неизвестно, но вот само имя его живет уже несколько столетий, благодаря такому самобытному экслибрису на переданной в дар книге. Какой мощный след на страницах истории оставил простой обыватель! Интересно, кто из ныне известных людей смогут похвастаться, что их имя пережило столько поколений?

    Известен также автор самого первого русского рисованного экслибриса. Это некий игумен Досифей, в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки он рисовал от руки свой экслибрис – круглую, почти замкнутую букву «С», внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – «вященоинока Досифея».

    Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки.

    Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Рисунок экслибриса делается предметом горячего обсуждения и становится почти так же важен, как личный герб. Он приобретает публичность .

    Как показало время, владельцы библиотек были совершенно правы, уделяя столь тщательное внимание экслибрису. Их книги пережили много поколений и сейчас, дойдя до наших дней, могут многое рассказать о культуре и обычае времен своего создания, о личности их владельцев. По экслибрисам легко проследить преемственность поколений – родилась традиция рядом с экслибрисом предыдущего владельца книги оставлять свой книжный знак.

    Теперь экслибрисы - это не только верные сторожа книг, но и предметы коллекционирования, которые могут многое рассказать о культуре данной эпохи и проследить судьбу частных библиотек. Они превратились в самостоятельный жанр графики, со своими особенностями и нюансами.

    Вы хотите оставить свой след в истории и сохранить свое имя в памяти многих поколений потомков? Тогда экслибрис Вам нужен обязательно! И к его разработке нужно подойти самым тщательным образом. Это лицо вашей библиотеки. Только представьте, ведь фактически, оттиск экслибриса – это оттиск в истории. Каким Вы покажетесь потомкам? Рассматривая рисунок экслибриса, что будут думать о вас через несколько поколений ваши пра-пра-пра….внуки?

    Создание и изготовление экслибрисов

    В нашей Мастерской работают замечательные художники-графики, умеющие создавать удивительные маленькие шедевры. Это непростая задача – отразить огромный внутренний мир человека в сюжетной миниатюре экслибриса. Мы занимаемся этим уже много лет. Каждый экслибрис, созданный и изготовленный в нашей мастерской – индивидуален… и очень красив. Впрочем, Вы можете убедиться в этом сами, просмотрев образцы наших работ:)

    Представьте, какое удовольствие - рассматривать причудливый рисунок экслибриса, и осознавать, что эта ВЕЩЬ – единственная в свое роде! И сделана она специально для вас.

    Решив увековечить себя в истории, подумайте также о своих друзьях и знакомых. Вряд ли найдется подарок более изысканный и оригинальный. Это не типовой предмет, выпущенный тиражом в сотни тысяч экземпляров, это уникальная вещь, созданная специально для конкретного человека. Это вещь на всю жизнь .

    Желая выделиться, люди отдают много денег на дорогие безделушки, дорогое вино, дорогие сувениры. Но в итоге все эти подарки оказываются частью свалены в ящик стола, частью – передарены кому-то еще. И уж конечно, вряд ли кто вспомнит дарителя пятой по счету бутылки бренди или вон того ежедневника в кожаном переплете.

    Экслибрис - подарок, который запомнится надолго. И передарить его нельзя:-)

    Он выглядит несомненно дорого и стильно, и при этом совершенно лишен банальности. Он интересен. Интригующ. Необычен. А главное – этот подарок без слов покажет ваше внимание и заботу о том человеку, которому вы его дарите.

    Помимо своей несомненной эстетической ценности, экслибрис – чрезвычайно полезная вещь. Вспомните, сколько компакт-дисков «заиграли» ваши знакомые? Сколько книг из вашей библиотеки осело у друзей? Теперь они вряд ли забудут вернуть вам вашу книгу!

    Мир все больше компьютеризируется. Электронная подпись, безбумажный офис, электронные тексты на экране карманного компьютера… Через 20-30 лет книги превратятся в раритет. А книги, как и хорошее вино с годами становятся только ценнее. Сохраните вашу библиотеку для ваших детей!

    Как заказать и купить экслибрис?

    Вы не можете придумать, что бы изобразить на экслибрисе? Внутренний мир – он такой большой, а картинка – она такая маленькая… В том и прелесть экслибриса, что в маленькой картинке можно отразить самое-самое, то что является основой, сутью, стержнем души и личности. Это повод задать себе вопрос: Кто я? О чем я мечтаю? К чему я иду? А теперь подумайте, какой образ мог бы отразить вашу сущность. Позвоните нам и посоветуйтесь – мы вместе разработаем идею рисунка.

    Если же Вы хотите купить экслибрис и преподнести его в подарок, но считаете, что не очень хорошо знаете человека - можно посмотреть альбомы с образцами работ наших художников и выбрать какую-то интересную, но нейтральную тему. Поверьте, даже самый простой рисунок экслибриса способен преобразить любую библиотеку.

    Замечательный вариант для подарка – вензелевый экслибрис , который содержит красивое сплетение инициалов будущего владельца – монограмму или вензель. Уникальность этой вещи бесспорна, оригинальность ее гарантированно вызовет восхищение у будущего владельца. А еще такой экслибрис может быть первым шагом к созданию личного стиля – ведь монограмму или вензель, изображенные в экслибрисе, можно использовать тысячами разных способов! Монограмму можно вышить на скатертях, белье и одежде, отгравировать на запонках, зажигалках, бокалах и посуде, вырезать на дереве, отлить в гипсе, и даже изготовить в виде ювелирного украшения.

    Позвоните нам, и мы с радостью создадим для Вас замечательный экслибрис, которым вы будете пользоваться долгие годы.

    Мы любим свою работу:)

    Эксли́брис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац . Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом .

    Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию , где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

    Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики . Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер , В. А. Фаворский и многих других.

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые , которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI -XVIII веков . В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов ;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные , которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Древнейший русский экслибрис - это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея , обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494 годы.

    Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос.

      Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)

      Экслибрис игумена Досифея

      Экслибрис Marco Fragonara (1998)

    См. также

    • Экслибрисы из России в Викимедиа

    Литература

    Энциклопедические статьи
    • Книжный знак // Краткая литературная энциклопедия . Т. 3. - М., 1966.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис // Книговедение: Энциклопедический словарь / Редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева, А. Д. Гончаров, И. М. Дьяконов, А. И. Маркушевич , Е. Л. Немировский , И. М. Терехов (зам. гл. ред.), И. И. Чхиквишвили. - М. : Советская энциклопедия , 1981. - С. 606-607. - 664 с. - 100 000 экз. (в пер.)
    • Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум , А. А. Беловицкая , А. А. Говоров и др. - М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. - С. 728. - 800 с. - ISBN 5-85270-312-5 . (в пер.)
    • Грибанов Э. Д. Медицина в необычном // М., Советская Россия, 1988.
    • Гриханов Ю. А. Экслибрис // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов ; Российская государственная библиотека . - М. : Пашков дом , 2007. - С. 1184. - 1300 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-7510-0290-3 . (в пер.)
    Русский и советский экслибрис
    • Адарюков В. Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. - М., 1923.
    • Адарюков В. Я. Русский книжный знак. 2-е изд. - М., 1922.
    • Базыкин М. С. Наши книжные знаки / Сост. М. С. Базыкин; Русское общество друзей книги (РОДК). - М., 1925. - 35 с., 8 л. ил.
    • Богомолов С. И. Российский книжный знак. 1700-1918. - М. : Минувшее, 2010. - 960 с. - ISBN 978-5-902073-77-2 . (в пер.)
    • Верещагин В. А. Русский книжный знак. - СПб., 1902.
    • Выставка книжных знаков. Петербург, 1919. Каталог. - Пг., 1919. - 85 с.
    • Выставка русских книжных знаков. - Л., 1926.
    • Гетманский Э. Д. Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис) в двух томах. Т. 1. Тула. «Тульский полиграфист». 2016. 646 с.; Т. 2. Тула. «Тульский полиграфист». 2016. 624 с.
    • Гетманский Э. Д. Российский книжный знак (1917-1991) в трёх томах. Тула. 2004.
    • Гетманский Э. Д. Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917) в двух томах. Тула. 2009.
    • Гетманский Э. Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991) в шести томах. Тула. 2008.
    • Гетманский Э. Д. Отпечаток человеческой души (каталог коллекции книжных знаков) в десяти томах. Тула. «Тульский полиграфист». 2012-2014. (т. 1. - т. 10 по 600 с.)
    • Гетманский Э. Д. Экслибрис - документ эпохи в трёх томах. Тула. «Тульский полиграфист». 2015. (т. 1 - 588 с.; т. 2 - 587 с.; т. 3 - 636 с.)
    • Гетманский Э. Д. Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны) в трёх томах. Т.1. Тула. ООО ТППО. 2017. 569 с.; Т. 2. Тула. ООО ТППО". 2017. 563 с.; Т. 3. Тула. ООО ТППО. 2017. 577 с. .
    • Гетманский Э. Д. Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке) в двух томах. Т.1. Тула. ООО «ТППО». 562 с. 2018 . Т. 2. Тула. ООО «ТППО». 611 с. 2018 .
    • Голубенский Г. А. К вопросу о периодизации истории русского и советского экслибриса. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1965.
    • Иваск У. Г. Литература о книжных знаках. - М., 1918. - 31 с.
    • Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых ex-libris’ах, по поводу 200-летия их применения в России. - М., 1902.
    • Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1-3. - М., 1905-1918.
    • Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика художественного развития. - М., 1980.
    • Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова . - Л. : Художник РСФСР , 1973. - 336 с. - 10 000 экз. (в пер.)
    • Известия Московского общества любителей книжных знаков, 1907, вып. 1.
    • Кашутина Е. С. , Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета: Альбом-каталог / Е. С. Кашутина, Н. Г. Сапрыкина. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 224 с. - 8800 экз. (в пер.)
    • Книжные знаки русских художников / Под ред. Д. И. Митрохина , П. И. Нерадовского , А. К. Соколовского . - Пг.: Петрополис, 1922. - 240 с.
    • Ласунский О. В мире экслибрисов // Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Воронеж, 1966. - С. 221-253.
    • Ласунский О. Г. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж, изд. Воронежского ун-та, 1967. - 168 с.
    • Ласунский О. Г. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Изд. 4-е, перераб. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - ISBN 5-98631-014-4 .
    • Литература о книжных знаках: Библиографический список. - Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во , 1971. - 128 с.
    • Лихачёва О. П. Собрание русских книжных знаков БАН СССР // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. - М.-Л, 1966. - С. 90-102.
    • Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе. - М., 1929.
    • Марцевич Ю. П. Новая литература о книжном знаке: Информационный библиографический указатель. - М., 1971. - 92 с.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис: Книга-альбом. - М. : Советский художник , 1968. - 120 с. - 10 000 экз. (обл.)
    • Минаев Е. Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом) / Сост. Е. Н. Минаев. - М. : Советская Россия , 1971. - 320 с. - 40 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Минаев Е. Н. , Фортинский С. П. Экслибрис. - М. : Книга , 1970. - 240 с. - 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Малинин Б.А.,

    Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.

    Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.

    Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.

    Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.

    Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы – миниатюрные гравюры по дереву.

    Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) – действительного члена Верховного тайного совета – была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе – знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» – «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.

    Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии – был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и верность».

    Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1785 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.

    Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.

    В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.

    Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.

    Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова — оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».

    Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.

    Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.

    Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.

    В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х – начале 60-х гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.

    Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.