Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Как оптимизировать работу отдела снабжения с учетом текущих экономических условий Планирование оптимизации закупок в организации
  • Экологические группы птиц по месту обитания Группы птиц по отношению к территории
  • Российский олигарх александр пономаренко устроил сыну день рождения со звездами
  • Сколько раз могу отказаться от предложенной мне работы на бирже труда?
  • Как пройти собеседование по скайпу с работодателем
  • Психологический портрет предпринимателя: черты характера и качества
  • Принцип трафаретной печати. Шелкография на текстиле: что это за печать, как делается? Пакеты шелкография, упаковка

    Принцип трафаретной печати. Шелкография на текстиле: что это за печать, как делается? Пакеты шелкография, упаковка

    Трафаретная печатная форма – это готовый к печати шаблон, состоящий из рамы, ситовой ткани и копировального слоя. Правильное изготовление трафаретной формы является основным условием максимальной производительности, высокого качества и экономической эффективности шелкографии. Независимо от технологии, главная задача печати состоит в переносе изображения на материал с идеальным воспроизведением оригинала.

    должна отвечать следующим требованиям:
    • обеспечение максимальной точности при воспроизведении изображения
    • возможность применения на больших печатных тиражах
    • устойчивость к печатным краскам и реагентам
    • простая технология изготовления формы
    • возможность регенерации при повторном применении сетки

    Печатные формы подразделяются на две группы: печатные формы, изготовленные вручную , и печатные формы, изготовленные фотомеханическим способом.

    Трафаретные печатные формы, изготавливаемые вручную, мало применяются, поскольку их изобразительные возможности ограничены. Фотомеханические печатные формы изготавливаются прямым , косвенным и комбинированным способом.

    Оригиналы и фотоформы

    При разработке оригиналов для последующего воспроизведения способом трафаретной печати нужно учитывать уникальные художественные характеристики:

    • высокую яркость и насыщенность оттисков ввиду большой толщины красочного слоя
    • наличие деталей изображения в высоких цветах и глубоких тенях

    В качестве фотоформ в трафаретной печати применяется диапозитив, имеющий по отношению к оригиналу прямое изображение. Для изготовления диапозитивов используют высококонтрастные светочувствительные пленки.

    Для воспроизведения в тонах и полутонах следует применять растровые диапозитивы, не забывая об ограничивающем влиянии сетки-основы на воспроизводимое изображение. С одной стороны, сетка-основа ограничивает линиатуру воспроизводимого изображения, с другой стороны, регулярная структура ситовой ткани в сочетании с регулярной структурой растрового изображения может вызвать муар, то есть перелив цветовых оттенков. Поэтому на практике следует придерживаться следующих рекомендаций:

    • линиатура воспроизводимого изображения по отношению к числу нитей на ситовой ткани должна быть в интервале от 1:4 до 1:6
    • для уменьшения или исключения возникающего муара необходимо применять соответствующие углы поворота растра

    Подготовка поверхности сетки при изготовлении печатной формы

    При изготовлении трафаретных печатных форм большое значение имеет подготовка поверхности ситовой ткани, которая загрязняется на подготовительном этапе. Даже небольшое количество жира или грязи приведет к дефекту печатной формы. Поэтому обезжиривание и очистку поверхности сетки следует проводить непосредственно перед нанесением копировального слоя. Для обезжиривания ситовых тканей можно применять 10-20% щелочной раствор или каустической соды. После обезжиривания сетку промывают водой и проводят нейтрализацию 5% раствором уксусной кислоты, а затем еще раз тщательно промывают водой.

    Прямой способ изготовления печатных форм

    Копировальный раствор наносят на сетку-основу, предварительно натянутую на формную раму, высушивают, экспонируют изображение с диапозитива, при этом происходит задубливание пробельных участков, а далее водой вымывают печатающие элементы изображения. Копировальные растворы представляют собой коллоидные растворы различных полимеров, а порой это тонкие дисперсии твердых веществ в жидкости. Физические и химические свойства копировальных растворов, способы их нанесения и последующей обработки оказывают существенное влияние на технологические возможности и качество трафаретных печатных форм.

    После нанесения и высушивания копировального раствора на сетке образуется копировальный слой, обладающий следующими свойствами: светочувствительность, способность к задубливанию, растворимость, толщина.

    Максимальную светочувствительность копировального слоя получить нельзя, пока копировальный слой не будет абсолютно сухим. Копировальные слои гигроскопичны, они способны поглощать влагу из окружающего воздуха. Поэтому в помещении, где изготавливают печатную форму, необходимо поддерживать постоянные климатические условия, и после нахождения в сушильном шкафу копировальный слой должен быть подвергнут выдерживанию в течение некоторого времени в помещении цеха.

    Способность копировального слоя к задубливанию зависят от состава копировального слоя и времени экспонирования. Следует учесть, что качество трафаретных печатных форм зависит от степени задубливания.

    Способность копировальных слоев к восприятию влаги и их растворимость зависят от степени задубливания, полученной во время экспонирования. Основной причиной набухания копировального слоя при обработке копии является недостаточная экспозиция. Под влиянием влаги недостаточно задубленный копировальный слой увеличивает объем. Поэтому для получения хорошего качества и устойчивости трафаретных форм копировальный слой должен быть задублен на всю толщину.

    Способность неэкспонированных и незадубленных участков копировального слоя растворяться зависит от его структуры (размера частиц), толщины и влияния отраженных и рассеянных лучей во время экспонирования.

    Толщина копировального слоя зависит от трех факторов: толщины сетки, вязкости копировального раствора и метода его нанесения. Толщина копировального слоя оказывает большое влияние на способность воспроизведения деталей изображения. Естественно, чем толще копировальный слой, тем длительнее должно быть время экспонирования.

    Время вымывания печатающих элементов тонкого копировального слоя меньше. Однако, при нанесении тонкого слоя копировальный раствор при высыхании остается только в ячейках трафаретной сетки. Полые пространства между нитями не обеспечивают полного контакта формы с запечатываемой поверхностью. В эти пространства попадает печатная краска и сильно искажает край контура изображения.

    Толстый копировальный слой обеспечивает более полный контакт трафаретной формы с запечатываемой поверхностью, что, в конечном счете, меньше искажает края контуров изображений при печатании. В отличие от тонкого копировального слоя, толстый копировальный слой дает лучшее формирование края печатающего элемента и позволяет получить на оттиске даже рельефные изображения.

    Факторами, которые определяют время экспозиции, необходимое для полного задубливания копировального слоя, являются: светочувствительность и спектральная чувствительность копировального слоя, его толщина, спектральный состав излучения источника света, мощность источника света, расстояние от источника света до стекла копировальной рамы, характер диапозитива (фотоформы).

    Косвенный способ изготовления печатных форм

    Изображение с диапозитива копируется на специальный материал, с копии удаляют незадубленные печатающие элементы, а затем переносят на подготовленную сетку, натянутую на раму. Перенесенную копию высушивают, а временную подложку удаляют. Копировальные материалы для изготовления трафаретных форм косвенным способом имеют бумажную или пленочную основу. Материал может быть очувствленным или неочувствленным. Копировальные слои могут различаться по толщине, светочувствительности, сроку службы и способности прилипать к сетке трафаретной формы. Способность копировального слоя, задубленного на пробельных элементах, прилипать к сетке является решающим фактором для обеспечения тиражестойкости печатной формы.

    Очувствление копировального материала обычно проводят раствором бихромата аммония. Оно может быть выполнено как мокрым, так и сухим способом. При мокром способе очувствление проводят в водном или спиртовом растворе бихромата аммония в течение 1-3 минут, а затем экспонируют диапозитив без высушивания копировального материала. При сухом способе очувствления на копировальный материал наливают водно-спиртовой раствор бихромата аммония, выдерживают 2-3 минуты, а затем высушивают при температуре не выше 30 o C. Диапозитив экспонируют на высушенный копировальный материал.

    При любом способе очувствления копировального материала более высокая концентрация раствора бихромата аммония или более продолжительное время очувствления обеспечивают более короткую экспозицию. Водные растворы бихромата аммония дают меньшую светочувствительность, чем спиртовые. Температура очувствляющего раствора оказывает значительное влияние на светочувствительность, очувствление обычно проводят при температуре 18-20 o C.

    Светочувствительность копировального материала при изготовлении трафаретных печатных форм косвенным способом напрямую зависит от климатических условий в печатном цехе. Оптимальные условия: температура 18-22 o C при относительной влажности 60-65%. Слишком низкая влажность в рабочем помещении делает копировальный материал хрупким.

    При незначительном улучшении качества печати косвенный способ изготовления печатных форм является более сложным в процессе изготовления и более дорогим, при этом тиражестойкость печатных форм значительно меньше, чем при прямом способе.

    Комбинированный способ изготовления печатных форм

    Комбинированный способ изготовления печатных форм сочетают в себе достоинства прямого и косвенного. Для этого способа изготавливается специальный комплект, состоящий из копировального материала и копировального раствора. Они приготовлены из одного вида полимера, причем копировальный материал изготавливается без очувствляющего компонента. Специфика этого способа состоит в способе покрытия сетки копировальным слоем. На ровную поверхность укладывают копировальный материал основой вниз, сверху укладывают сетку, натянутую на раму, а затем наносят копировальный раствор. Копировальный раствор покрывает сетку, проходит сквозь нее и частично впитывается в сухой копировальный материал, расположенный внизу, и очувствляет его.

    Далее копировальный слой высушивают, отделяют временную подложку от копировального материала, а печатную форму изготавливают как при прямом способе. Такие формы имеют высокую адгезию копировального слоя к сетке, что обеспечивает большую тиражестойкость и четкий край печатающих элементов.

    В процессе изготовления печатных форм любым способом, а также во время самой трафаретной печати возможно возникновение на пробельных элементах различных дефектов в виде прострелов, раковин, точек и других, которые необходимо заретушировать. Эту операцию можно выполнить, нанося кисточкой копировальный раствор, который следует высушить, а затем проэкспонировать.

    Шелкография (трафаретная печать) – это техника печати, которая используется для быстрого перенесения трафаретного изображения на различные объекты, чаще всего на одежду. Для шелкографии вам понадобится сетка, натянутая на рамку и трафарет. В процессе нанесения рисунка вы будете должны надавливать на трафарет и сетку, чтобы чернила проходили сквозь поры на ткань, бумагу или другой материал. Умение делать шелкографию в домашних условиях позволит вам создавать уникальные предметы одежды и другие вещи, и благодаря трафарету вы сможете наносить один и тот же уникальный рисунок на столько разных объектов, на сколько захотите.

    Шаги

    Изготовление сетки и рамки для шелкографии

      Купите подрамник – его можно найти в любом магазине художественных товаров. Это обычные недорогие рамки из дерева для закрепления полотна. Заплатив немного больше, вы можете приобрести алюминиевую раму, которая будет служить дольше, поскольку многократное мытье может деформировать деревянное полотно.

      • Во многих магазинах можно также найти специальные заготовки для шелкографии, так что вы сможете как приобрести стандартную заготовку, так и сделать свою индивидуальную.
      • Убедитесь, что подрамник достаточно большой, чтобы вместить ваш трафарет. Если вы еще не уверены, какой дизайн хотите сделать, или хотите приобрести универсальный подрамник, подходящий для различных трафаретов, купите подрамник размером 30x45 см или больше.
    1. Купите сетку необходимого размера. Вам будет необходима мелкая сетка, которая будет пропускать чернила на ткань, бумагу или другой материал. Сетки бывают различными, и их частота характеризуется количеством нитей на один квадратный сантиметр. Чем плотнее сетка, тем более сложные детали вы сможете получить.

      Прикрепите сетку на подрамник при помощи степлера и скоб. Перед началом закрепления сетки степлером, убедитесь, что сетки будет достаточно, чтобы натянуть на подрамник. Вы должны натянуть сетку на рамку настолько туго, насколько это возможно, но следите при этом, чтобы сетка не порвалась. Растягивайте сетку и закрепляйте ее скобами через каждые 2,5 - 5 см.

      Положите трафарет задом наперед в центр сетки. Рамка должна лежать вверх той стороной, на которую нанесена эмульсия. Сетка должна находиться на расстоянии нескольких сантиметров над поверхностью стола – она должна лежать на подрамнике. Поместите свой трафарет в центр сетки, оставив расстояние в 10-12 см между рисунком и краем рамки.

    2. Включите свет на необходимое время. Просто следуйте указаниям на бутылочке с эмульсией и достаньте рамку с сеткой, когда все готово. Когда все будет готово, уберите трафарет и оставьте его в стороне. Если во время сушки вы почувствуете, что что-то горит, немедленно выключите свет.

      • Если вы правильно подготовили эмульсию, то будете должны увидеть слабые очертания своего трафарета в эмульсии тогда, когда уберете его.

    Сейчас весь этот процесс автоматизирован и доработан. Теперь замена трафаретов занимает от силы секунду. Просушка между слоями также занимает от одной до нескольких секунд, благодаря ультрафиолетовым лампам и закрепителям. Если раньше главным красителем являлся белок, то сейчас это самые современные водостойкие эмульсионные краски, которые не теряют свой цвет ни от солнечных лучей, ни после стирки.

    Современное использование трафаретной печати

    Печать на футболке происходит немного своеобразным способом, для чего нужны специальные краски. Им дают свободно пройти через ткань для печати рисунка и закрепиться на ней. В результате получаются яркие картинки, даже при больших тиражах. Но и времени процесс занимает больше. Даже просушка может занимать около получаса, в зависимости от толщины нанесённой краски.

    Но в основном на футболки не наносят краски большими слоями, насыщенность картинки тут зависит от качества краски и как хорошо она закрепилась на ткани. И сейчас такие футболки пользуются большим спросом.

    Сейчас, шёлк заменяют ситами. Что позволяет наносить краски на поверхность различными слоями, и полностью пропитывать ими ткань. При изменении расстояния между ситами, можно добиться даже того, что картинка будет чувствоваться при прикасании к ткани. Ярким таким примером являются визитные карточки, где содержимое порой можно прочитать на ощупь.

    Оборудование


    Оборудование для шелкографии очень компактное и сейчас находится в свободной продаже, как и все необходимые составляющие для печати. Всё это можно приобрести за небольшую цену. Главное то, что весь процесс автоматизирован. И от вас потребуется всего немного: заправить краску, выбрать нужный рисунок и его цвета, а так же правильно расположить вещь, на которую будет наноситься печать.

    Оборудование бывает разным, в зависимости от того, на что наносится печать, как наносится печать, и самое главное, – какого качества. Конечно же, это влияет на цену. Компактное оборудование можно с лёгкостью расположить у себя дома и заниматься шелкографией на дому.

    Так же можно приобрести оборудование для шелкографии в больших или средних тиражах. Но это оборудование дорогостоящее и занимает много место, к тому же оно очень трудно поддаётся настройкам, поэтому используется в основном в цехах.

    При печати шелкографией стоит отчётливо понимать, какие расходные материалы необходимы для той или иной печати на той или иной поверхности. Для нанесения печати на ткани, к примеру на футболки, применяются краски, которые совершенно не подходят для печати на твёрдых поверхностях. Иначе краски расплывутся и получится не качественная картинка.

    Шелкография

    Шелкографией называют способ трафаретной печати, в котором в качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм . Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

    Печать может проводиться практически по всем материалам - бумага, пластик, ПВХ, стекло, керамика, металл, ткань, кожа и т. д. соответствующими красками. Краски могут различаться по типу связующего - водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).

    Также шелкография используется для печати деколей (переводных картинок) с последующем обжигом или без.
    И для нанесения «Скретч» (стираемого) слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.

    Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданный в году под названием англ. Silk screen printing - печать шелковым ситом. Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

    Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от нормальных 8 - 10 мкм до 500 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты - глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины.

    Ризография

    Одной из разновидностей трафаретной печати является ризография, которую относят к способам оперативной полиграфии. Ризография - печать с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием термоголовкой микроотверстий в формном материале (мастер-плёнке) для образования печатающих элементов. Ризографию используют для оперативного размножения на бумаге одноцветной или многоцветной (полноцветная печать невозможна). Этот способ экономически эффективен при печати продукции небольшими тиражами (от 20 до 1.000 экз.). При сильном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске состоят из точек и напоминают пунктирные линии. В качестве оригиналов могут быть использованы бумажные документы или файлы. Печать на ризографе производится с разрешением до 600

    Области применения

    Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.

    Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

    Ссылки

    • Статьи о процессе шелкографии

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Книги

    • Утраченный музей. Шедевры живописи из Музея нового западного искусства. Альбом (шелкография) , Громова Екатерина Владимировна. Музей нового западного искусства был создан в Москве в 1928 году на основе частных коллекций двух московских промышленников Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Обладая…

    Один из популярных способов нанесения изображений на различные поверхности это шелкотрафаретная печать . Этот способ ещё называют «шёлк », «трафарет », «шелкуха », трафаретная печать и так далее.
    Самым главным достоинством шелкотрафарета является возможность печати на практически любых поверхностях: бумага , дизайнерский картон , стекло, ткань, дерево, железо, пластик, акрил и многие другие. С помощью шелкотрафарета можно печатать на ручках, зажигалках, чашках , пепельницах, брелоках, визитках , открытках, конвертах и других видах полиграфической и сувенирной продукции.

    Преимущества шелкотрафарета

    Шелкотрафаретная печать отличается от цифровой и офсетной тем, что позволяет печатать не только на бумаге и картоне определённой плотности. Если «цифра» ограничена плотностью картона 350 г/м, то «шёлком» можно нанести изображение на материале толщиной и 5см, и это не предел.
    Еще один плюс шелкотрафарета в том, что он позволяет печатать на темных материалах любыми цветами без потерь качества. Например, напечатать визитки на черном дизайнерском картоне «цифрой» не получится, просто ничего не будет видно, и белый цвет принтеры не могут воспроизвести. Тут шелкотрафаретная печать в помощь.

    Недостатки шелкотрафарета

    Недостатком шелкотрафарета можно считать то, что полноцветные изображения (фотографии, градиенты) этим способом обычно не печатают (в силу особенностей технологии), тут целесообразней использовать цифру, офсет или комбинировать способы печати.
    С помощью шелкотрафарета часто печатают визитки на дизайнерских картонах высокой плотности или фактурных картонах. Использование подобных материалов позволяет сделать визитку экслюзивной. При этом некоторые элементы (текст или логотип) можно отпечатать с использованием термоподъёма (элементы становятся рельефными). Довольно эффектно смотрится конгревное тиснение (выдавленные с помощью клише элементы) вместе с шелкотрафаретом.

    Очень эффектно смотрится сувенирная и поздравительная (пригласительные, открытки, конверты, бонбоньерки и т.д.) полиграфическая продукция отпечатана с помощью шелкотрафаретной печати. Правда и стоимость шелкотрафаретной печати выше, чем цифровой, но качество требует некоторых затрат.
    Подготовка макетов к шелкотрафаретной печати имеет отличия от макетов для офсета и цифры, так что если вы планируете заказывать подобную продукцию, а макет разрабатывать самостоятельно, то, будет полезно ознакомиться с требованиями к макетам для шелкотрафарета.

    Основным отличием в подготовке макета для шелкотрафаретной печати есть то, что все элементы, которые мы хотим напечатать должны быть векторными (векторная графика в отличии от растровой имеет идеально ровные контуры и не теряет в качестве при изменении размеров), это необходимо для качественной шелкотрафаретной печати.

    В целом, с помощью шелкотрафаретной печати можно делать эксклюзивную продукцию высокого класса. Хотя технология не нова, но, тем не менее, она очень актуальна и замены её пока что нет, для выполнения определённых полиграфических работ.