Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Фотография – цитаты и афоризмы Цитаты про фотографа и модель
  • Реферат: Автоматизация иформационных систем Структурная схема АСУ
  • Чайка игорь юрьевич Сын прокурора чайки игорь
  • Ходовая рубка корабля. Ходовая рубка. На ходовом мостике распложены такие средства технической связи и наблюдения судна как
  • Работник задержался в командировке по своим делам
  • Конспект НОД в средней группе «Домовитая хозяйка полетела над лужайкой
  • Пластилинография рисуем пластилином. Конспект занятия "рисуем пластилином"

    Пластилинография рисуем пластилином. Конспект занятия

    Пластилин – один из любимых материалов для детского творчества. С его помощью можно лепить оригинальные поделки и даже создавать рисунки. Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника, заключающаяся в рисовании пластилином на картоне или другой плотной основе. Готовые работы могут быть плоскими, полуобъемными или объемными. Занимаясь пластилинографией, ребенок развивает мелкую моторику, движения пальцев дифференцируются. Это хорошая подготовка к обучению письму.

    Техника пластилиновой живописи

    Техника пластилиновой живописи немного похожа на письмо маслом - цветной пластилин скатывается в шарики и наносится на картон мазками. Юный художник развивает свое цветовосприятие и чувство гармонии. Для хорошей работы нужно подобрать качественный пластилин соответствующего типа.

    Ассортимент велик: есть более плотные сорта, а есть мягкие, гладкие, легко плавящиеся. В наборах можно найти любые палитры: как только из базовых цветов, так и включающие множество оттенков. Если вы используете пластилин в качестве краски, можно смешать два цвета и так получить желаемый тон.

    В работе над картинами из пластилина нужно тонко раскатывать все складки, неравности. Если где-то слой получился толстым, неровным, лишнее можно удалить при помощи стеков. Мазки на панно из пластилина могут быть разными. Не обязательно работать пальцами, можно использовать инструменты – стеки, ножичек, зубочистку, валик, шприцы с иголками и без, палочки для вдавливания. Чтобы сделать картину из пластилина, нужно подготовить основу, а на ней закрепить детали нужной формы и цвета.

    Плоскостная лепка

    Маленького ребенка можно научить делать картины из пластилина по тому же принципу, что и краской. Первым этапом будет плоскостная лепка – создание картин разной степени рельефности. Различают формы с выступающим и углубленным изображением:

    • Горельеф (изображение сильно выступает над поверхностью).
    • Барельеф (детали слегка выступают над основой).
    • Контррельеф (изображение, углубленное в поверхность основы: рисунок процарапывают или продавливают на плоскости стекой, палочкой).

    Так можно изобразить картинку, заранее обрисованную контуром по картонной или стеклянной основе. Ребенок может орудовать пальцем, учась рассчитывать силу нажатий и мазков, или пользовать подручными инструментами. В детских садах предлагают изобразить, например, узнаваемые сюжеты из любимых сказок или мультфильмов в технике плоскостной лепки или сделать пластилиновые комиксы.

    Объемные картины из пластилина

    Когда ребенок научится делать простые плоские изображения, можно попробовать сделать объемную картинку, похожую на произведение искусства. Суть не так уж сложна: нужно отдельно вылепить детали произведения (дерево, фрукты, животных), а затем закрепить их на поверхности.

    Детали могут иметь любую форму и размер. Для их изготовления применяются разнообразные приемы: раскатывание, сплющивание, растирание, заглаживание, оттягивание детали от общей формы. Нужно помнить, что, если вы собираетесь помещать рисунки из пластилина под стекло, материал может примяться, и произведение потеряет изначальный объем.

    Пластилиновые картины своими руками

    Рисование пластилином хорошо подходит как для самостоятельных занятий с ребенком, так и для уроков труда для школьников младших классов или упражнений на мелкую моторику в детском саду. При работе ребенок учится делать как крупные, так и совсем мелкие детали (глазки, листики). Для лепки вам понадобятся:

    • Основа (можно использовать стекло, ненужные диски, лист фанеры).
    • Дощечка для раскатывания пластилина и для лепки деталей.
    • Ножички для вырезания и нанесения мелких деталей.
    • Простой карандаш.
    • Вода для периодического смачивания рук.

    Сначала нужно нарисовать на основе рисуем карандашом шаблон будущей картины (поле, зелёный лес). Для него надо растереть пальцами небольшие пластилиновые кусочки. Детали можно формировать из круглых или вытянутых кусочков разной величины. Можно воспользоваться отдельным трафаретом для каждой детали. Потом их надо осторожно вдавить в фон.

    Если получились неровности, разглаживаем их пальцами, предварительно смоченными в воде. Кроме того, помните о правилах составления композиции: те детали, которые будут на переднем плане, должны выпирать больше других и быть выполненными более четко (например, яркие цветы, камушки на берегу моря, зверушки). Закрепите их нужно поверх остальных деталей (в последний может) и дополните каким-нибудь узором, нанесенным при помощи иголки или зубочистки.

    На картоне

    Картина из пластилина на картоне для детей может стать первым шагом на пути к изготовлению более сложных поделок. Не обязательно покупать специальный материал, можно использовать, например, вырезанные листы из коробки из-под обуви или бытовой техники. Готовую картину рекомендуется покрыть лаком, чтобы она не запылилась.

    Для работы потребуются те же материалы, что и для любой другой техники лепки. Помните, что с картона сложнее оттереть лишние пятна, поэтому держите наготове салфетки. Поэтапный алгоритм действий такой:

    1. На картон наносим рисунок (можно купить в специальном магазине готовый трафарет с картинкой, затем заполнить ее пластилином).
    2. Делаем фон рисунка. Сначала определим цвет фона. От брусочка отщипывают небольшие кусочки и в виде мазков наносят на поверхность.
    3. Пластилиновые мазки растираем пальцами в границах рисунка.

    На бумаге

    Для создания картины из пластилина на бумаге лучше выбрать плотную основу, ведь слишком резкое движение может порвать тонкий лист. Для первых работ рекомендуется начинать с простейших картин, например, малышам понравится изображение веселой радуги, белых облаков и яркого солнышка на небе, зеленой травы с васильками или ромашками. Для первых работ дошкольника лучше выбрать небольшой размер (примерно четверть листа формата А4).

    От бруска надо отщипнуть небольшие кусочки и нанести на основу в соответствии с замыслом. При этом используются разные способы лепки – раскатывание или разглаживание, размазывание, иногда потребуется прищипывание, сплющивание или перетекание одного цвета в другой. Если ваш замысел предполагает четкую прорисовку большого числа мелких предметов, в работе пригодится медицинский шприц без иглы. Пользуются им так:

    1. Внутрь шприца положить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на горячей батарее или в чашке с теплой водой);
    2. Выдавить тонкими нитями (если хотите потолще, используйте кондитерский шприц).
    3. Мягкие переходы оттенков можно получить, если сначала смешать в руках необходимые оттенки пластилина, а уже потом загрузить их в шприц. Не стоит допускать смешения более двух цветов одновременно.

    На стекле

    Аппликации из пластилина на стекле – это простой в исполнении, но опасный вид творчества. Нужно соблюдать правила техники безопасности, чтобы не пораниться. Для создания аппликации понадобятся:

    • Разноцветный пластилин.
    • Фоторамка.
    • Черная тушь или черный маркер.
    • Лист бумаги с распечатанным рисунком.
    • Вата и спирт.

    Поскольку создать на стекле картинки для пластилинографии мало у кого получается с первого раза, лучше заранее посмотреть в Интернете мастер-класс пошагово вместе с ребенком, а потом следовать рекомендациям:

    1. Найти рисунки (лучше выбирать простые черно-белые). Помните, что чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали.
    2. Вынуть стекло из фоторамки.
    3. Обезжирить стекло, протерев ватой со спиртом.
    4. Распечатанный эскиз положить под стекло.
    5. Обрисовать контур черным маркером по стеклу.
    6. Достать рисунок.
    7. Определить, какие цвета будете использовать. Для детей дошкольного возраста задание можно упростить - оставить под стеклом цветной рисунок. Так ребенок будет видеть, какого цвета пластилин следует брать.
    8. Отделяя небольшие кусочки пластилина нужного цвета, прилеплять их на стекло, растирать, не заходя за контур рисунка. Чем сильнее будет растираться материал (в тонкий слой), тем слабее получится пигмент.

    Можно выбрать методику работы: либо сначала заполнить сначала пластилином места одного цвета, а потом перейти к другим, либо сперва выполнить мелкие элементы (отдельно вылепить глазки зверя, листики, маленькие цветочки или божью коровку), потом перейти к основному рисунку из пластилина.

    Когда вся основа будет заполнена пластилином, понадобится помощь взрослого. Картину надо перевернуть лицевой стороной к себе, рассмотреть и исправить изъяны (пробелы между кусками пластилина, выход за контур). Затем еще раз протереть стекло спиртом, не задевая рисунок, и вставить работу в рамку.

    Картины из пластилиновых жгутиков

    Если мелкая моторика у ребенка уже хорошо развита, можно попробовать более ювелирный, кропотливый вариант работы с использованием медицинского или кондитерского шприца. Для выполнения работы понадобится горячая вода.

    Чтобы получить жгутики разной длины, потребуется шприц, у которого надо заранее отрезать носик (так выдавливать будет легче). Для каждого цвета используется свой шприц, чтобы не было наслоения цвета: немного пластилина останется в тубе. Перед тем, как поместить пластилин в шприц, его нужно согреть в руках. Если материал все равно выдавливается туго, попробуйте положить шприц в горячую воду.

    Если шприца под рукой нет, можно аккуратно скатать жгутик руками. Сначала вылепить лепешку, затем скатать ее в колбаску в ладонях и пальцами довести до жгутика необходимой толщины и длины. Нужно учесть текстуру материала: слишком пластичные сорта могут порваться, если переусердствовать. Такие жгутики нужно просто сворачивать в нужном направлении для получения какой-либо детали или штриха. Фигурки прикрепляются к основе из плотной бумаги, получаются картинки для пластилинографии.

    Видео

    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

    Рисование таким материалом, как пластилин, является искусством, находящимся на стыке двух изобразительных жанров - «плоской» живописи и скульптуры, то есть объемного изображения окружающего мира. Пластилин можно смело назвать отличным материалом для творцов и художников, однако его, кажется, еще не успели оценить по достоинству.

    Рисование пластилином

    Если художник владеет секретами материала и может превратить его недостатки в несомненные достоинства, то он научится создавать не просто домашние поделки, а настоящие произведения искусства из пластилина, начиная от тончайших, почти не отличимых от масляной живописи полотен до выпуклых сложных барельефов.

    Каковы преимущества такого материала, как пластилин?

    Первое достоинство пластилина заключается в том, что он без труда принимает абсолютно любую форму, легко разминается и раскатывается. Кроме того, он ложится на поверхность любым слоем по желанию художника. Иначе говоря, рисование пластилином крайне удобно: творец работает с необычайно податливым материалом. Однако пластичность является только одним из многих секретов пластилина.

    Второе преимущество этого материала заключается в том, что он обладает таким качеством, как вязкость, или «прилипчивость».

    Третьим преимуществом пластилина является богатая цветовая гамма и яркие оттенки. Это дает художнику широкие возможности, делая рисование пластилином одним из самых увлекательных занятий. Однако и это далеко не последний секрет.

    Четвертое преимущество этого материала заключается в том, что к пластилиновой палитре можно относиться так же, как к художественной краске. Техника рисования пластилином подразумевает смешивание различных цветов для получения новых. Кроме того, можно получить полную гамму промежуточных оттенков.

    Термолабильность является четвертым преимуществом пластилиновой массы. Она легко размягчается при нагревании, пусть даже до температуры ваших ладоней. Это делает руки художника главным инструментом при таком занятии, как рисование пластилином. Некоторые творцы большую часть работы выполняют, размазывая материал пальцами по всей поверхности будущей картины.

    Рисование пластилином в детском саду будет способствовать развитию рук малышей. Это, бесспорно, еще одно преимущество описываемого материала. Кроме того, рисование пластилином в детском саду и в школе способствует развитию творческого воображения детей.

    Что понадобится для того?

    Для наиболее выразительного изображения предметов на художнику потребуются, во-первых, инструменты, а, во-вторых, его фантазия.

    В первую очередь необходим качественный и яркий пластилин. Чем он меньше липнет к рукам, тем лучше. Кроме того, он должен хорошо разминаться и смешиваться между собой.

    Основой будущей картины может служить оргстекло, оргалит, фанера, плотный картон или стекло. Если это картон, то на нем не должны проявляться масляные пятна от материала. Кроме того, понадобятся салфетки для рук, доска для лепки, стакан с водой, шило, скалка для раскатывания материала, пинцет, а также разнообразные подручные инструменты для того, чтобы художник мог создать нужную фактуру. Например, можно применить металлическое ситечко, расческу, давилку для чеснока. Для создания травинок и стеблей можно использовать медицинский шприц без иглы. Для толстых «колбасок» можно использовать

    Для украшения картины могут использоваться различные природные материалы, бижутерия, пластмассовые детали и прочее. Например, шишки, веточки или сухие листья.

    Карандаш необходим для наброска на картоне, на котором вы будете осуществлять рисование пластилином. Шаблоны также не возбраняются.

    Желательно оформлять в рамках под стеклом. Если картинка плоская, то ее можно хранить под прозрачной пленкой.

    Рисование пластилином: мастер-класс

    Начинать задуманную композицию следует с рисования эскиза на листе бумаги. На этом этапе следует выбрать цвета для деталей изображения и фона. Не стоит забывать о сочетании оттенков и контрастности. Например, желтая деталь будет казаться ярче на зеленом фоне, а синяя - на желтом. Помните, что фон не должен быть слишком ярким, так как он будет отвлекать внимание наблюдателя на себя.

    Далее необходимо подобрать нужный формат будущей картины и вырезать прямоугольную пластинку из того материала, который будет служить основой. Перенесите на основу изображение с эскиза. Можно использовать детские мелки и координатную сетку. Если вы используете стекло, то можно просто положить эскиз под материал и закрепить скотчем.

    Подготовительные работы закончены, теперь следует приступать к созданию изображения.

    Особенности работы с пластилином

    «Чистые» цвета всегда подходят для работы этим материалом. Зачастую при работе для воплощения задуманного цветового решения применяют смешение как цветов, так и сортов пластилина. Следует подбирать пропорции до получения желаемого результата.

    Не забывайте об основных цветах. Это красный, синий и желтый. Производные тона получаются при их смешении в определенной пропорции. Если вы смешаете желтый с синим, то получите с синим - фиолетовый, красный с желтым - оранжевый.

    Если вы добавите к полученному оттенку белый пластилин, то он потеряет яркость и станет пастельным.

    Если не хотите получить «грязный» цвет, то не следует смешивать более двух цветов одновременно.

    Если вы смешаете флуоресцентный и матовый пластилин, то у вас получится материал нового качества.

    Для того чтобы поверхность приобрела глянцевый эффект, пальцы необходимо смочить водой.

    Приемы лепки

    Всего существует пять основных приемов лепки. Это раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, сплющивание и прищипывание. Кроме того, чтобы добиться нужного фактурного эффекта, необходимо использовать дополнительные подручные инструменты.

    Пластилин наносят на картину не кистью или валиком, а пальцами. С такой работой справится не только взрослый, но даже карапуз. К тому же в пластилиновую картину всегда можно внести коррективы. НО! Есть к пластилину одно главное требование - он должен хорошо держаться на основе. Плюс ряд "неглавных" требований: материал должен быть эластичен (чтобы не трескался и не отваливался кусками), гладким (чтобы элементы не выглядели, как кожа бегемота), теплостойким (чтобы не потерять шедевр однажды жарким днем).

    Итак, не каждый пластилин , подходящий для лепки, годится для рисования. Проведем его тестирование.

    Пластилин плавающий флюорисцентный "Акваформ", компания "Гамма" (Россия):


    Пластилин вначале пластичный, в процессе размягчения начинает немного подсыхать. И это "немного" - играет роль во время рисования. Вначале пластилин приклеивается к бумаге, но, подсыхая, начинает крошиться. Для рисования его лучше не использовать, иначе уже в процессе работы будет происходить потеря покрытия.

    Пластилин плавающий, "Луч" (Россия):


    Эластичнее других плавающих пластилинов. Можно смело соединять детали — они не упадут через десять минут с основы, следовательно цельность работы удастся сохранить до момента помещения в рамку и под стекло. Пластилин - матовый, если вы хотели бы получить "эффект масла", то он не отразит замысла художника.

    Пластилин плавающий, Koh-I-Noor (Чешская Республика):


    Слабозакрепленные цвета окрашивают не только пальцы, но и пограничные элементы. Поэтому при работе таким пластилином работа будет выглядеть несколько неряшливо. Пластилин неплохо клеится к бумаге, но не держит соединение между отдельными элементами. Таким образом, это один из самых неудобных для рисования видов пластилина.

    Паста для моделирования Idigo (Италия)


    Паста не держится на бумажной основе. Отдельные элементы также не удается соединить. Уже в процессе работы, когда основа еще лежит на горизонтальной поверхности, покрытие высыхает и начинает отваливаться кусками. Таким образом, паста вообще не подходит для рисования.

    Пластилин "Мультики", компания "Гамма" (Россия)

    Хорошо ложится на бумагу, но труден в работе: требует хорошего нагрева в руках и длительного размягчения. Таким образом, для рисования придется не только приложить определенные усилия, но и потратить больше времени. В остальном он очень удобен и дает рельефное глянцевое покрытие, которое не крошится. Несколько подкачали в наборе оттенки, что является для многих художников важным моментом. Цвета отличаются насыщенностью, но не чистотой.

    Пластилин на растительной основе, Jovi (Испания)


    Очень мягкий пластилин, рисовать с его помощью достаточно удобно. Хотя он хорошо подходит только для нанесения на основу методом размазывания. Создавать рельефные картины с его помощью труднее: он легко теряет форму, да и количества в наборе обычно недостаточно для рельефной картины. Пластилин дает глянцевое покрытие.

    Пластилин с золотом "Престиж", компания "Луч" (Россия)


    У этого пластилина - все в меру: он достаточно жесткий, чтобы держать заданную форму (тем самым он дополнительно укрепляет основу) и достаточно мягкий, чтобы наносить на основу. Кроме того, он в меру "липкий", но не размазывается по пальцам. Пластилин идеально подходит для рисования пластилином.

    Восковой пластилин "Малыш", компания "Гамма" (Россия)


    Удобен для рисования маленьким детям, так как пластилин - мягкий, хорошо клеится к основе и между собой, легко распределяется по поверхности, при этом мало пачкает руки.

    Пластилин, Koh-I-Noor (Чешская Республика)


    Очень похож по характеристикам на плавающий пластилин Koh-I-Noor, чуть эластичнее. В любом случае с ним лучше не связываться в качестве пластилина для рисования.

    Несколько советов начинающим

    • Для основы картины лучше использовать плотный, неглянцевый картон. Можно и бумагу для рисования, но также плотную, чтобы картина держала форму и не сбрасывала готовые элементы. В качестве долговечной основы подойдет оргстекло и фанера.
    • При частичном покрытии поверхности, проверьте предварительно качество соединения пластилина с основой. Если пластилин плохо приклеивается, он в любой момент работы может отвалиться.
    • Стек используют для нанесения контуров на пластилиновую поверхность или придания поверхности фактуры.
    • Дополнительные детали можно сделать из бусин, бижутерии, пуговиц, желудей и других мелких элементов.
    • Наносите пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки.
    • Готовую работу можно вставить в рамку со стеклом. Таким образом удастся надолго сохранить цельность картины и защитить ее от налипания пыли.

    Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

    Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

    Знакомимся с секретами пластилиновой техники

    В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

    • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

    • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
    • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

    Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

    Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
    Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
    А ромашки, незабудки, лютики-малютки
    Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

    Мы слепили колобков,
    Сплющили их с боков.
    Тут же получился блин,
    Очень мягкий (пластилин).

    Важно: работа с пластилином - достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

    Техника для старших дошколят

    Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

    • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
    • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
    • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
    • Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
    • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

    Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

    Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

    Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

    Я леплю из пластилина
    Шарик, мячик и пингвина.
    А вот это - бегемотик
    У него большой животик.
    Пластилиновые ушки
    Шевелятся на макушке

    Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

    Метод пластилинографии

    Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

    1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
    2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
    3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
    4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
    5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
    6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
    7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
    8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

    Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

    • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
    • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
    • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
    • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
    • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

    Какой бывает пластилинография

    Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография , в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

    Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

    Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

    Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

    Мозаичная пластилинография - любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

    Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

    Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

    Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

    Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 000 комбинированного вида»

    «Рисование пластилином (пластилинография) »

    Подготовила:

    воспитатель высшей кв. категории

    Саранск – 2014г.

    Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

    Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми, именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

    Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

    В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

    Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

    В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

    Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины.

    Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

    Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, плоскостных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник.

    Зачем рисовать пластилином? - спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать рельефный шедевр хочется уже сегодня. Пожалуйста, к вашим услугам пластилин. Хотите знать, как будет выглядеть картина? - пересмотрите "Пластилиновую ворону".

    Пластилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать.

    Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным, увлекательным решением задач творческого развития детей .

    Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

    Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности.

    Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

    Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином;

    Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

    Развитие мелкой моторики;

    Ознакомление с окружающим миром;

    Развитие эмоций и фантазии.

    Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов:

    Дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ;

    Становятся более внимательными;

    Улучшает речевое развитие детей;

    Формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками;

    Развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат);

    Развивается общая и мелкая моторика.

    Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и интеллекта ребенка.

    Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

    Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

    Итак, не каждый пластилин, подходящий для лепки, годится для рисования. Проведем его тестирование.

    Пластилин плавающий флюорисцентный "Акваформ", компания "Гамма" (Россия):

    Пластилин вначале пластичный, в процессе размягчения начинает немного подсыхать. И это "немного" - играет роль во время рисования. Вначале пластилин приклеивается к бумаге, но, подсыхая, начинает крошиться. Для рисования его лучше не использовать, иначе уже в процессе работы будет происходить потеря покрытия.

    Пластилин плавающий, "Луч" (Россия):

    Эластичнее других плавающих пластилинов. Можно смело соединять детали - они не упадут через десять минут с основы, следовательно цельность работы удастся сохранить до момента помещения в рамку и под стекло. Пластилин - матовый, если вы хотели бы получить "эффект масла", то он не отразит замысла художника.

    Пластилин плавающий, Koh-I-Noor (Чешская Республика):

    Слабозакрепленные цвета окрашивают не только пальцы, но и пограничные элементы. Поэтому при работе таким пластилином работа будет выглядеть несколько неряшливо. Пластилин неплохо клеится к бумаге, но не держит соединение между отдельными элементами. Таким образом, это один из самых неудобных для рисования видов пластилина.

    Паста для моделирования Idigo (Италия):

    Паста не держится на бумажной основе. Отдельные элементы также не удается соединить. Уже в процессе работы, когда основа еще лежит на горизонтальной поверхности, покрытие высыхает и начинает отваливаться кусками. Таким образом, паста вообще не подходит для рисования.

    Пластилин "Мультики", компания "Гамма" (Россия):

    Хорошо ложится на бумагу, но труден в работе: требует хорошего нагрева в руках и длительного размягчения. Таким образом, для рисования придется не только приложить определенные усилия, но и потратить больше времени. В остальном он очень удобен и дает рельефное глянцевое покрытие, которое не крошится. Несколько подкачали в наборе оттенки, что является для многих художников важным моментом. Цвета отличаются насыщенностью, но не чистотой.

    Пластилин на растительной основе, Jovi (Испания)

    Очень мягкий пластилин, рисовать с его помощью достаточно удобно. Хотя он хорошо подходит только для нанесения на основу методом размазывания. Создавать рельефные картины с его помощью труднее: он легко теряет форму, да и количества в наборе обычно недостаточно для рельефной картины. Пластилин дает глянцевое покрытие.

    Пластилин с золотом "Престиж", компания "Луч" (Россия):

    У этого пластилина - все в меру: он достаточно жесткий, чтобы держать заданную форму (тем самым он дополнительно укрепляет основу) и достаточно мягкий, чтобы наносить на основу. Кроме того, он в меру "липкий", но не размазывается по пальцам. Пластилин идеально подходит для рисования пластилином.

    Восковой пластилин "Малыш", компания "Гамма" (Россия):

    Удобен для рисования маленьким детям, так как пластилин - мягкий, хорошо клеится к основе и между собой, легко распределяется по поверхности, при этом мало пачкает руки.

    Пластилин, Koh-I-Noor (Чешская Республика):

    Очень похож по характеристикам на плавающий пластилин Koh-I-Noor, чуть эластичнее. В любом случае с ним лучше не связываться в качестве пластилина для рисования.

    Несколько советов начинающим.

    Для основы картины лучше использовать плотный, неглянцевый картон. Можно и бумагу для рисования, но также плотную, чтобы картина держала форму и не сбрасывала готовые элементы. В качестве долговечной основы подойдет оргстекло и фанера.

    При частичном покрытии поверхности, проверьте предварительно качество соединения пластилина с основой. Если пластилин плохо приклеивается, он в любой момент работы может отвалиться.

    Стек используют для нанесения контуров на пластилиновую поверхность или придания поверхности фактуры.

    Дополнительные детали можно сделать из бусин, бижутерии , пуговиц, желудей и других мелких элементов.

    https://pandia.ru/text/79/152/images/image005_51.jpg" width="298" height="222 src=">

    Наносите пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки.

    Готовую работу можно вставить в рамку со стеклом. Таким образом удастся надолго сохранить цельность картины и защитить ее от налипания пыли.

    https://pandia.ru/text/79/152/images/image009_33.jpg" width="158" height="209 src=">

    Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:

    С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

    Раскатывать «колбаски» и «шарики»,

    Сплющивать «лепешки»,

    Вытягивать пластилин,

    Слеплять детали друг с другом.

    Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

    Выполнение декоративных налепов разной формы,

    Прищипывание,

    Сплющивание,

    Оттягивание деталей от общей формы,

    Плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В

    И даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

    Приемы нанесения пластилина на основу.

    Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начать в младшем возрасте с простых приемов и создания простых картинок, постепенно к старшему возрасту переходить к созданию более сложных картин.

    Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

    Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.

    Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

    Смешивание пластилина.

    Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

    Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

    Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

    Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

    Пластилин наносят на картину не кистью или валиком, а пальцами. С такой работой справится не только взрослый, но даже карапуз. К тому же в пластилиновую картину всегда можно внести коррективы. НО! Есть к пластилину одно главное требование - он должен хорошо держаться на основе. Плюс ряд "неглавных" требований: материал должен быть эластичен (чтобы не трескался и не отваливался кусками), гладким (чтобы элементы не выглядели, как кожа бегемота), теплостойким (чтобы не потерять шедевр однажды жарким днем).

    С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

    Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

    Список использованной литературы

    1. , «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

    2. , «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998г.

    3. «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

    4. , «Технология», Москва, 2005г.

    5. Из опыта работы.