Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Фотография – цитаты и афоризмы Цитаты про фотографа и модель
  • Реферат: Автоматизация иформационных систем Структурная схема АСУ
  • Чайка игорь юрьевич Сын прокурора чайки игорь
  • Ходовая рубка корабля. Ходовая рубка. На ходовом мостике распложены такие средства технической связи и наблюдения судна как
  • Работник задержался в командировке по своим делам
  • Конспект НОД в средней группе «Домовитая хозяйка полетела над лужайкой
  • Что такое соц работа. Социальная работа это определение

    Что такое соц работа. Социальная работа это определение

    Многие ли из вас знают, что такое социальная работа?

    В нашем обществе существует странное понимание профессии «социальная работа». Чаще всего представление людей ограничивает поле деятельности социального работника рубкой дров старикам и доставкой продуктов больным. Более объективен и актуален на сегодняшний день взгляд, который рассматривает социальную работу, как средство коренного изменения общества, ликвидации не последствий, но причин социальных бед населения. В этом смысле суть социальной работы заключается в правильной организации процессов оказания социальной помощи населению. Для этого социальный работник должен быть хорошим организатором, человеком способным разрешать конфликтные ситуации, находить выход из любой, даже безнадежной ситуации, а также хорошо разбираться в разветвленной и развивающейся социальной структуре, понимать специфику многочисленных организаций, знать, где и какую помощь может получить человек.
    Основной вопрос, который волнует всех абитуриентов, это возможность профессионального трудоустройства. Социальная работа в нашей стране имеет недолгую историю, но имеет тенденцию к стремительному развитию. Для того, чтобы студенты увидели поле своей будущей профессиональной деятельности, в течение первого года обучения мы показываем им необъятность этой сферы. Действительно, такой вариативности нет больше ни в одной профессии. Социальный работник может помогать детям и взрослым, пожилым и молодежи, безработным и военным, инвалидам и мигрантам, многодетным и сиротам. Можно быть организатором, консультантом, посредником, руководителем. А тем, кому скучно работать в уже устоявшихся, сформированных социальных учреждениях, можно предложить творческую работу по созданию и ведению собственных социально ориентированных проектов.

    Социальные работники востребованы практически во всех областях социальной жизни: в здравоохранении, образовании, культуре, пенитенциарной системе, юриспруденции, политике, на различных предприятиях, в социально ориентированном бизнесе. Концепция церковного социального служения в настоящее время еще формируется, не вступая в противоречие с социальной работой.

    Социальная сфера одна из тех областей экономики, которая предоставляет стабильные и перспективные рабочие места. Государство планирует делегировать часть полномочий по оказанию социальных услуг НКО - некоммерческим организациям. Таким образом, и эффективность работы и уровень дохода будет напрямую зависеть от профессионализма социального работника.

    Социальная работа - это профессия будущего!
    Вы не определились с выбором профессии?
    Находитесь в поисках смысла?
    Хотите изменить мир к лучшему?
    Мы поможем Вам разглядеть истинные ценности жизни!

    "Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации."

    В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину.

    Социальная работа как профессиональная деятельность

    Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

    Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

    Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

    Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны - поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы - это нахождение компромисса между этими двумя целями.

    Сущность профессиональной соц.работы - это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

    Социальная работа как учебная дисциплина

    Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

    Задачи учебных дисциплин - донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

    В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

    Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

    Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

      общие гуманитарные и социально-экономические;

      общие математические и естественнонаучные;

      общие профессиональные;

      дисциплины специализации.

    Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

    Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется (номинально всегда повышается).

    Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п

    Потребительская корзина - это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

    Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

    Индексация доходов населения - полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростомценна потребительские товары и услуги.

    В мировой практике известны две основные формы индексации доходов населения:

      автоматическая , при которой индексация оплаты труда и других доходов повышается пропорционально росту цен;

      полуавтоматическая (договорная ), применяемая в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порогсоциальной защитыдля заключенияколлективных договоров.

    Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:

    1. социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;
    2. социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.);
    3. социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

    Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.
    Личность специалиста и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
    Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Идея «профессионализма», задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
    Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника несколько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.
    Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии - на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.
    Важно понять следующее отличие социального работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет дело с психикой человека, социолог - его социальными отношениями, медик - состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем, «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором - конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной «репрезентации» в отдельных науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к человеку как к ценности, в действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.
    Для социальной работы характерна ориентация на Реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.
    Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, - это ее посреднический характер.
    Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.
    При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.
    Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий: понимание социальным работником проблем клиента, его способность к «тотальному вживанию» в клиента, смысл его проблем; способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента; знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации; знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента; наличие общего «языка», обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество; готовность социального работника стать по необходимости «переводчиком»; делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий; делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой.
    Специализированная социальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.
    Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социального благосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли.
    В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включен и специальный предмет - «социальная работа», задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
    Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
    Цели социальной работы, независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
    В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит:

    • оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
    • помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
    • защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
    • способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
    • использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

    Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения. Если рассматривать в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально и письменно; организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио и т. д.
    Поле деятельности социального работника очень широко: в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения, и т. д.
    Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник - группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный человек. Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников. К ним относятся:

    • Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
    • Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
    • Умение создать и развивать отношения.
    • Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
    • Умение добиться доверия подопечных.
    • Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое. ж) Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
    • Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
    • Умение налаживать межинституциональные связи.
    • Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
    • Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

    К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

    1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
    2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.
    3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
    4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.
    5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
    6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).
    7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
    8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

    Информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

    1. интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
    2. социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
    3. никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
    4. никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
    5. социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
    6. социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
    7. социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т. е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения»;
    8. социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

    Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:

    • уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
    • информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
    • получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица; в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

    Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов; относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет.
    К профессиональным качествам социального работника также нужно отнести следующее:

    • Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.
    • Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.
    • Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.
    • Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

    Нужно также выделять личные качества социального работника, отношение к работе и его навыки общения.
    Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
    Неприемлемыми для социальных работников клиента считают следующие качества: личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. Навыки общения: грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость. Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

    Переосмысление основного содержания и направления со-циальной политики привело к необходимости определения ме-ста и роли социальной работы в реализации этой политики. Но прежде необходимо ответить на вопросы: Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью? Каковы ее основные принципы, содержание и особенности?

    Известно, что социальная работа является не только сред-ством реализации социальной политики. Она, выполняя функ-цию обратной связи, выступает в качестве социального локато-ра, который определяет на основе специальных индикаторов реальные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как дея-тельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материаль-но-финансовую, морально-правовую поддержку, консультиро-вание и обслуживание показывает реальные возможности об-щества и государства по социальной защите человека.

    В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущ-ности социальной работы как вида профессиональной деятель-ности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.

    В “Энциклопедии социальной работы” подчеркивается, что цель “социальной работы состоит во взаимодействии между от-дельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех”.

    В “Словаре социальной работы” доктора Баркера (США) приводится такое определение: “Социальная работа — это про-фессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способно-сти к социальному функционированию и создание благоприят-ных общественных условий для достижения этих целей”.

    Американские исследователи М. Саппс и К. Уэллс дают сле-дующее определение: “Социальная работа — это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жиз-ненные функции, реализовывать стремления и ценности, облег-чать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы”.

    Совершенствовать способности каждого человека самосто-ятельно решать свои проблемы и справляться со своими труд-ностями;

    Помогать в обращении за необходимой помощью к офици-альным и неофициальным источникам;

    Способствовать повышению эффективности этих источ-ников;


    Оказывать помощь в развитии и совершенствовании со-циальной политики государства.

    В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессио-нальная деятельность включает в себя:

    Содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе;

    Выявле-ние социальных проблем;

    Предотвращение, устранение и смяг-чение личных и общественных конфликтов;

    Развитие способ-ности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости;

    Поиск и освоение источников помощи;

    Выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

    В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа — это систематическая целенаправленная деятельность, которая связывается непосредственно с практи-ческой реализацией и перспективой, предполагает взаимодей-ствие между человеком и окружающей средой, а также реше-ние различных проблем личности. Они считают, что социальная работа — деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является “освобождение” индивида-клиента.

    Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания про-блем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, пе-реживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории де-ятельности “социальная работа” они вкладывают как аналити-ческий, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.

    Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нужда-ется в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство.

    Шведские исследователи, как и многие зарубежные ученые, в понятие “социальная работа” включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от обще-принятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различ-ных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.

    Заслуживает внимания точка зрения Ш. Рамона и Т. Ша-нина, которые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтру-изме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

    Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополняют цели, задачи и содержание социальной работы в обществе. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направле-ний и подходов в практике зарубежной социальной работы (М. Ричмонд, 3. Фрейд , Д. Дьюи, В. Робинсон, Г. Гамильтон, А. Соломон и др.).

    Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобре-тала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внут-ренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития, подчеркивая при этом значение со-циального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу.

    Вме-сте с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать “Я” другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника тре-буется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка соци-ального работника должна заключаться в “тотальном (полном) вживании”, которое способствует саморазвитию, самопознанию.

    Итак, зарубежные исследователи считают целью социаль-ной работы содействие людям в успешном разрешении их про-блем при активном участии самого человека. Средства дости-жения этой цели — высвобождение и развитие ресурсов чело-века и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

    В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия “социальная работа”. Так, авторы “Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе” определяют социальную работу как разно-видность деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлетворения потребно-стей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существо-вания личности.

    Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как со-циальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной полити-ки в сфере поддержки “слабых” слоев населения, их социаль-ной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения соци-альной защиты. Т. Е. Демидова определяют социальную работу как “многогранную целенаправленную деятельность государ-ственных и общественных организаций, отдельных лиц по ока-занию помощи человеку в реализации его творческих, интел-лектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий”.

    В публикациях начала 90-х гг. прошлого столетия со-циальная работа отечественными учеными (И. А. Зимняя, В. А. Луков, В. А. Иванников и др.) рассматривается как про-фессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановле-ния их способности к социальному функционированию и созда-нию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель соци-альной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как обще-ственного субъекта.

    По определению Н. С. Данакина, “социальная работа — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения”. И далее он уточняет, что смысл соци-альной работы заключается “в формировании и развитии уме-ний человека эффективно решать жизненные проблемы с опо-рой на собственные ресурсы”.

    Е. И. Холостова дает следующее определение социальной работы — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществле-ния соответствующих перемен, высвобождения и развития ре-сурсов человека и его социального окружения.

    Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности.

    Квалифицированное содействие людям в решении их жиз-ненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настоль-ко тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то мо-гут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное по-ложение среди “собратьев”.

    От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, пе-дагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный ра-ботник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии.

    К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изу-чении общины. Педагогические методы применяются им при воз-действии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодатель-ства. Социальная работа близка и к медицине — и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (ле-чение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.).

    Терминология выражает в данном случае некоторую общ-ность в подходах к человеку. Более того, есть такие области ме-дицины, которые с полным основанием можно отнести и к соци-альной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина “патронаж”, то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

    Социальный работник является в некотором смысле универ-салом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социаль-ной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смыс-ловое и инструментальное содержание социальной работы акку-мулирует в себя пограничные элементы смежных профессий.

    Оно не нацелено на “оккупацию” соседних территорий и их насиль-ственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методи-ка психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету. Социальная работа не страдает всеядностью. Ее интересует только то, что помогает глубже разоб-раться в проблемах, ее занимающих. Значимое отношение к этим проблемам выступает своего рода оценочным индикатором тех кон-цептуальных и инструментальных “услуг”, которыми располага-ют смежные области знания и профессии.

    Здесь мы подходим к формулировке еще одной, может быть, даже главной отличительной особенности социальной работы как профессии. Если психолог имеет дело с психикой человека, медик — с состоянием его физического и психического здоро-вья, а юрист — с его правовым поведением, т. е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной, причем “своей” стороны, - то социальный работник воспринимает его как целостного ин-дивида, в единстве его различных сторон. Выражаясь гегелевс-ким языком, в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором — конкретный. Это целостное видение че-ловека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной “репрезентации” в отдельных науках и профессиях.

    Ценностная направленность действий психолога или соци-олога: от профессиональных ценностей — к человеку как к цен-ности. В действиях социального работника, наоборот, от чело-века как высшей ценности — к ценностям профессиональным.

    Для социальной работы характерна ориентация на реаль-ных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смеж-ных профессий — на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или наруша-емые нормы и т. д.

    Есть еще важная особенность социальной работы как про-фессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

    Социальная работа немыслима без элемента посредниче-ства, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы — это следствие ее интегральности и пограничности, направлен-ности на целостного человека и ориентации на жизненные про-блемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека.

    В самом общем виде социальный работник выступает по-средником между клиентом и социумом. Он содействует, с од-ной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с дру-гой — процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

    Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий:

    Понимание социальным работником проблем клиента, его способность к “тотальному вживанию” в клиента, в смысл его проблем;

    Способность социального работника к адекватному выра-жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

    Знание посредником социальных ресурсов, которыми рас-полагают различные учреждения и организации;

    Знание социальным работником инструментальных воз-можностей смежных профессий, представители которых при-влекаются к участию в решении проблем клиента;

    Наличие общего языка, обеспечивающего взаимопонима-ние разных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать при необходимости “пе-реводчиком”;

    Делегирование клиентом социальному работнику пред-ставительских полномочий;

    Делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга-низаций;

    Признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

    И, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупреч-ной работой.

    М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие “соци-альная работа” в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого понятия, учитывая историографию данного феномена.

    В связи с этим можно предположить, что содержание по-нятия “социальная работа” также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, задач, проблем, идеоло-гии помощи к другим, и ее сегодняшняя форма (модель) не яв-ляется завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (определения) понятия “со-циальная работа”.

    Итак, социальная работа — деятельность , осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добро-вольными помощниками, направленная на оказание индивиду-альной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию , через информирова-ние, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одино-ких, педагогическую и психологическую поддержку, ориенти-рующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

    Социальная работа — профессиональная деятельность , на-правленная на активизацию потенциала собственных возмож-ностей личности при решении сложных жизненных проблем.

    Социальная работа — профессиональная деятельность, но-сящая по преимуществу превентивный характер.

    Социальная работа — профессиональная деятельность, на-правленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

    Вопросы и задания

    1. Дайте понятийную характеристику социальной работы с точки зрения зарубежных исследователей.

    2. Поясните различные точки зрения отечественных иссле-дователей на понятие “социальная работа”.

    3. Назовите причины нестатичности содержания понятия “социальная работа” в историческом аспекте.

    4. Найдите общее и отличное в понятийных характеристи-ках социальной работы в отечественных и зарубежных иссле-дованиях.

    5. Как классифицируют социальную работу как деятель-ность в практике социальной работы?

    6. Какое из предлагаемых определений социальной работы как деятельности вам наиболее предпочтительно?

    Как общественное явление социальная работа является одним из видов и способов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Данный вид социальной деятельности носит активный характер, его объектом и субъектом являются люди, а главной целью и средством – достижение социального результата в жизни человека, всего общества.

    Словосочетание «социальная деятельность» по семантическому содержанию многозначно. В одном контексте оно используется для обозначения природы деятельности в обществе в целом. В другом смысле словосочетание «социальная деятельность» часто идентифицируется с деятельностью людей в социальной сфере, в рамках которой происходит становление и развитие социальной структуры, социальных институтов, социального положения человека. Но чаще всего социальную деятельность связывают с понятиями «социальная политика», «социальное партнерство», «социальное обеспечение», «социальное благополучие», «социальная работа» и т. п.

    Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

    Объект и цель социальной работы как вида деятельности – человек в различных состояниях и на различным этапах своего возрастного развития. В этом смысле она является существенным фактором социального воспроизводства общества в целом и отдельного человека в частности.

    Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием, как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы как социальной деятельности расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.

    Социальная работа – это социальная деятельность в ее разнообразном проявлении, которая направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (индивидам, социальным группам, общинам), в достижении ими достаточного уровня социального функционирования.

    В зарубежном опыте социальной работы сосуществуют две основные модели, в основу которых легло различное понимание природы человека и его социальных ценностей и социальных проблем. Для одной из них характерен «исправительный», «карающий», «подстегивающий» стиль работы с индивидом, а для другой – «поощряющий» или «поддерживающий» стиль. Первую модель можно назвать «через человека к обществу», в рамках которой основная ответственность за социальное благосостояние возложена на самого человека, а вторую – «через общество к человеку», когда достаточно велика общественная доля ответственности за благополучие отдельной личности. Несомненно, в реальной практике работы с населением существует масса комбинаций методов и технологических приемов, лежащих в основе обеих моделей. Тем не менее, тяготение или перенос центра тяжести в сторону «карающей» или «поощряющей» модели характерны для любой страны.

    Цель социальной работы: предоставить возможность всем людям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать жизненные трудности. Профессиональная социальная работа направлена на решение проблем и достижение изменений. Как таковые, социальные работники являются агентами перемен в обществе.

    Целостный, или холистический подход предполагает рассмотрение уровней социальной работы, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. Однако в понимании их сущности до настоящего времени не существует единообразия. Так, в зарубежной литературе выделяют индивидуальную и семейную социальную работу, групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне); социальное администрирование и планирование.

    В отечественных подходах выделяются следующие уровни социальной работы: микро-, мезо-, макро-, и метауровни.

    Так, на микроуровне осуществляется социальная работа с индивидом по конкретному случаю (case work), социальная работа с семьей или семейная терапия. Этот уровень социальной работы рассматривается в большей степени как практическая психосоциальная деятельность, которая представлена, прежде всего, в индивидуальной работе с клиентом. Социальная работа на этом уровне нацелена на решение следующих профессиональных задач:

    • оказания помощи отдельному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации или использования других видов социальных услуг;
    • актуализации потенциала самопомощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
    • активизации потенциала собственных сил и возможностей человека;
    • проведении профилактической работы по предупреждению возникновения негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность личности или группы.

    Таким образом, на микроуровне социальная работа строится на основе запросов клиентов, и в этом случае парадигма помощи достаточно широка: от индивидуального консультирования до социального патронажа.

    На мезоуровне реализуется общинный метод социальной работы (community organization/clevelopment) или территориальная (коммунальная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Социальная работа разворачивается на базе профильных социальных служб, специализированных на социальное обслуживание проблемных групп населения. Практическая работа с социально уязвимыми группами населения направлена на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к новым непривычным условиям жизнедеятельности. Данный уровень предполагает совмещение социальной работы с социальной политикой, направленной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба.

    Следовательно на мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся, причем, парадигма помощи здесь достаточно широка. В частности, группы нуждающихся могут быть определены государством. В этом случае стратегия помощи наименее защищенным категориям граждан будет определяться государственной социальной политикой. Приоритеты социальной поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями, чья деятельность может быть связана не только с раздачей гуманитарной помощи, но и с организацией важнейших сфер жизни клиентов.

    В зарубежном опыте специалисты коммунальной социальной работы оказывают помощь общественным организациям, органам самоуправления в организации и совершенствовании социальных услуг, проведении культурных и оздоровительных мероприятий.

    На макроуровне осуществляется социальная работа на уровне общества в целом, в этом случае она выступает как социальная политика, которая может быть направлена на решение следующий социальных проблем:

    • обеспечение должного уровня благосостояния;
    • минимизации бедности и безработицы,
    • профилактика преступности и наркомании и т. д.

    Перед специалистами макроуровня социальной работы стоят задачи целенаправленного влияния на формирование и реализации социальной политики на всех уровнях (от муниципального до федерального) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализации социальных программ обеспечивается взаимодействием государственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан). Таким образом, на макроуровне социальная работа связана с социальным администрированием, где решаются вопросы законодательного характера, организации инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, организация функционирования социальных служб, предназначенных для регулирования общественных отношений в ситуациях социальной напряженности.

    Метауровень социальной работы представлен с позиции науковедения, где обобщаются теоретические положения социальной работы.

    Индивидуальная работа с клиентом включает в себя общение с клиентом тет-а-тет, с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны. Такая работа связана с помощью клиенту в урегулировании его отношений с ближайшим окружением или в ликвидации социального или экономического давления на него, которое задерживает или ограничивает его развитие как личности.

    Эта работа включает: помощь престарелому человеку в поисках финансовой поддержки, положенной ему, включая решение вопросов пенсионного обеспечения, помощь сироте в его попытках установить свои права как личности или найти приемных родителей, которые хотели бы его усыновить. В других случаях эта работа может включать помощь бездомному, обеспечение финансовой поддержки попавшему в беду человеку, консультирование в тюрьмах тем, кому предстоит освобождение под честное слово, и т. п. Индивидуальная работа проводится в самых различных социальных учреждениях, таких как больницы, клиники для психически неполноценных, центры семейной консультации, агентства по усыновлению детей, центры по уходу в дневное время, департаменты социального благо состояния, клиники по выхаживанию детей, детские ясли, родильные дома, школы, центры по присмотру за одинокими и престарелыми, учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей, умственно отсталых или людей с физическими и психическими недостатками.

    Групповая работа предназначена для интеллектуального, эмоционального и социального совершенствования личности при помощи групповой деятельности. Групповая работа отличается от индивидуальной тем, что, в отличие от опыта взаимодействия один на один, в группе социальное развитие личности происходит наиболее интенсивно. Естественно, организуя групповую работу, нельзя составлять группу из клиентов с неоднородными потребностями. Более того, желательно отбирать для групповой работы клиентов с похожими нуждами, жизненным опытом и целями. В задачи групповой работы входит дальнейшая со­циализация личности и обмен информацией между участниками группы, изменение своего социального поведения для улучшения взаимоотношений с окружающими.

    Организация социальной работы по месту жительства – это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа в оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечению здоровья, благосостояния и отдыха населения. Трудно определить характер и объем реальной деятельности организатора социальной работы по месту жительства без ознакомления с нуждами жителей и выяснения ресурсов их удовлетворения в данном округе. Поэтому эта деятельность включает исследование конкретных потребностей людей, согласование действий социальных работников в соответствии с этими потребностями, поддержку и поощрение участия в этой деятельности, а также осуществление роли катализатора в стимулировании и поддерживании уровня дополнительных усилий со стороны муниципального округа.

    В России такая деятельность начиналась обычно по инициативе организаций инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увлечениям. В прошлые годы пионерские и комсомольские организации отвечали за проявление инициативы в осуществлении многих замечательных программ работы по месту жительства.

    В общественной практике социальная работа осуществляется в профессиональной и непрофессиональной – добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность граждан и юридических лиц представляет собой оказание бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях поддержки, включая денежные средства, предоставление услуг и т. д. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) установлены основы правового регулирования данной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, порядок создания и деятельности благотворительных организаций и их закрытия.

    В теоретических подходах благотворительность рассматривается в трех основных системных связях: благотворительность и политика, благотворительность и нравственность, благотворительность и хозяйство. Так, политическая основа благотворительности реализуется в функции государства «осуществлять благо» в форме снижения нищенства и бедности в обеспечении социального здоровья общества. В частности, в 1987 г. в СССР был создан первый независимый общественный Детский Фонд, который оказывает благотворительную помощь инвалидам и сиротам, собирая пожертвования от населения и предприятий.

    Благотворительность как система хозяйственного механизма выступает некоей общественной услугой в форме призрения бедных, бесплатного образования и медицинского обслуживания. В этом случае социальная благотворительность реализуется в следующих направлениях: обеспечения «общественного здоровья», организации системы помощи нуждающимся, практической социализации и социального патронажа.

    В последние годы помимо государственных структур помощи складывается сеть общественных и добровольных обществ, которые активно занимаются проблемами оказания социальной помощи нуждающимся. Благотворительные организации, как субъекты непрофессиональной социальной работы, имеют свои социальные программы, систему финансирования, а в отдельных случаях и производственные мощности для решения задач. Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 благотворительных организаций, большая часть которых оказывает помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям.

    Добровольческие объединения (ассоциации) распространены во всем мире, а в последние годы их численность постоянно возрастает и в нашей стране. В структуре добровольческого (третьего) сектора выделяется несколько типов организаций:

    • благотворительные фонды;
    • благотворительные общества или ассоциации;
    • группы самопомощи (например, группы анонимных алкоголиков);
    • нетрадиционные, авторские программы с привлечением волонтеров (службы здоровья, театры, мастерские).

    Волонтерство выступает как добровольное принятие личностью обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях. Волонтерство как движение имеет все более широкое распространение среди учащихся и студентов и приобретает организационные формы на региональном и межрегиональном уровне. Мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера, потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании, желании приобрести новую работу или профессию и т. д.

    Группы самопомощи чрезвычайно индивидуальны по построению, содержанию, целям, ценностным ориентирам, установкам и деятельности. Одни дистанцируются от официального аппарата социальной помощи, другие же тесно сотрудничают с ним. Одни стремятся адаптировать своих членов к окружающему миру, другие же заинтересованы в изменении самого общества и общественного мнения.

    Таким образом, самопомощь – это одна из форм альтернативной культуры, которая дает возможность надеяться на собственные цели и делает необходимым их активное использование.

    Основными проблемами непрофессиональной социальной деятельности является достаточно ограниченный круг получателей социальной помощи, недостаточные ресурсы, отсутствие профессиональных и специальных знаний, спонтанный характер деятельности, возможность криминализации и т. д. При всей важности добровольческой деятельности по мере развития института социальной работы будет постоянно возрастать потребность в высококвалифицированных специалистах и спрос на специализированные социальные услуги.