Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Работник задержался в командировке по своим делам
  • Конспект НОД в средней группе «Домовитая хозяйка полетела над лужайкой
  • Применение азота презентация
  • Взаимодействие с учетными системами Подключение сбис к 1с
  • Анализ факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала предприятия Факторы влияющие на рентабельность капитала
  • Яндекс ЕГЭ: подготовка, тренировка, тестирование
  • История печатных машинок. Перо, печатная машинка, компьютер, или как пишутся рукописи Трогательная любовная история

    История печатных машинок. Перо, печатная машинка, компьютер, или как пишутся рукописи Трогательная любовная история

    На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан зачастую писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Однако ежели гражданин чего-то хотел от государства требовалось приносить рукописи, характеристики и анкеты в машинописном виде, чтобы не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов. Этим занимались Машинистки, либо в машбюро, либо секретари-машинистки в подразделениях. Грохот стоял невообразимый, несмотря на специальные подкладки под устройства и звукопоглощающую облицовку.

    Каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные. Меня-же как-то попросили снять оттиск со шрифтов моего первого матричного "Роботрона". Я принес. Рулон был толстый. Больше не просили.

    Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь. Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

    Старая печатная машинка начала XX века

    Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось. Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

    Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

    Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма. В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) - бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 - вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

    При быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати то есть придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая с одной стороны заставляла машинисток работать медленнее, а с другой ликвидировала простои.

    Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

    Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

    Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

    Печатные машинки для разных сфер деятельности

    Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

    Индексные печатные машинки

    И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН. Это не опечатка - привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

    Мадам-секретарь

    Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников — машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами(по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

    Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

    Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

    Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели. Несмотря на то что они стали электрическими, а некоторые даже научились исправлять опечатки с помощью специальной ленты.

    Когда после второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.

    Но вместе с пишущей машинкой скончались и машбюро, этот чудесный девичий мирок куда захаживали попить чайку, и не только чайку, и не только....Да и профессия машинистки приказала долго жить. А ведь еще в 80-х их так ценили, дарили шоколадки..

    А 26 апреля 2011 года мы узнали, что последний на Земле производитель этого замечательного печатного прибора — индийская компания Godrej and Boyce — закрывает единственный оставшийся завод в Мумбаи.

    Так, я недавно видел объявление о продаже самого расхожего немецкого «Роботрона», в котором продавец просил 50 000 рублей. Впрочем, неразборчивых покупателей, которые «ведутся» на красивый или «винтажный» внешний вид машинки, увы, тоже достаточно. Это я знаю по людям, которые обращаются потом ко мне за ремонтом. Почему продавцы, не разбираясь в ценности «товара», хотят, чтобы их машинки купили как можно дороже, и откуда берутся фанаты машинописных устройств? Какую машинку стоит купить, чтобы стать счастливым обладателем оригинальной модели?
    ПОЧЕМУ МАШИНКИ ВОСКРЕСЛИ? Печатные машинки как средство делопроизводства массово перестали использовать ещё в прошлом веке. С появлением компьютеров и принтеров они моментально стали восприниматься как пережиток старины. Но спустя пару десятилетий интерес к ним стал возвращаться. Оказалось, что они – не только прекрасный элемент интерьера, они долговечны и печатать на них можно ещё сто, а то и двести лет. Фото Janine Vangool КТО И ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПЕЧАТАЕТ НА ПЕЧАТНЫХ МАШИНКАХ? Многие печатают на машинках рассказы, повести, пишут письма, некоторые так часто и активно, как и в ту эпоху, когда машинка использовалась во всех конторах и офисах мира. Я знаю журналистку из петербургского Балтийского информагентства, которая в редакции пишет на компьютере, а дома стучит на машинке, потому что ей это в кайф! Некоторые люди используют печатные машинки для оформления их блогов. Они набирают текст на бумаге, сканируют его и загружают на свою интернет-страничку. Зачем им это?

    Каждый оттиск печатной машинки всегда уникален.

    В компьютерном наборе, напечатав слово неправильно, нельзя его так размашисто перечеркнуть:

    Или ударить литерой в неправильно напечатанную букву, чтобы придать ей вид правильной:

    Каждая буква печатается с разным нажимом и жирностью, линия строки хотя бы слегка «плавает»:

    … и многим блогерам это нравится, потому что такие тексты смотрятся интереснее, индивидуальнее, будто ручная работа, в которую душу вложили. КАК РЕШИТЬ, КАКУЮ МАШИНКУ КУПИТЬ? Когда вы решите покупать машинку, вам не обязательно досконально разбираться в их технических тонкостях и механических принципах, главное – понять свои предпочтения, вкусы, взгляды о прекрасном. У машинок разные характеристики и, соответственно, цены на них разные. ПАРАМЕТРЫ И ДИЗАЙН Начнём с того, что машинки бывают канцелярские, т.е. большие, предназначенные исключительно для работы в стационарных условиях (сравните с персональным компьютером), и портативные, их ещё называют дорожными, которые легко можно взять с собой (сравните с ноутбуками и планшетами). Канцелярские машинки, такие как Underwood 5, Remington 12, L.C. Smith Bros. 8 весьма и весьма увесистые. Так, например, Royal 10 весит около 15 кг, а отечественный «Прогресс» около 20 кг.
    Фото: Typewriter museum.lv , mytypewriter.com Портативные машинки весят значительно меньше – в среднем 5-6 кг. Одной из самых лёгких считается немецкая Kolibri, её вес – 4 кг вместе с лёгким чемоданчиком.
    Фото typewriters.ch
    Маленькие портативные машинки вообще не производились до 20-х годов прошлого века. И функций у них меньше, чем в канцелярских. Но зато после 20-х годов ХХ века американцы, немцы, а позже и итальянцы соревновались в дизайнерских изысках. И даже во время Великой американской депрессии, когда стремились делать всё просто и дёшево, в США создали прекрасные машинописные устройства, такие как Royal Standard Portable и Remington Rand 5.
    СТЕКЛЯННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИКОВЫЕ КЛАВИШИ? Если вы захотите приобрести машинку с клавишами со стеклянным покрытием, можете быть уверены, этой машинке не меньше 70 лет. По крайней мере, после окончания Второй Мировой они считались уже морально устаревшими. Удивительно, правда, что и сегодня их можно найти в отличном или очень хорошем состоянии.
    Конструкция клавиши весьма замысловата – на её опору помещён картонный кружочек с изображением буквы или символа, сверху стеклянный кружочек, и всё это закреплено круглой металлической «обоймой» – кольцом с зажимами. После 50-х все машинки производились преимущественно с пластиковыми клавишами. Впоследствии корпуса машинок также начали делать из более дешёвой пластмассы.
    Однако по своей красоте и дизайну такие машинки отнюдь не уступают своим предшественницам. ЛЕНТЫ И КАТУШКИ Если вам достанется машинка, весьма вероятно, что лента окажется засохшей и непригодной для работы. По счастью, такие «пережитки старины» ещё можно найти, нужно всего лишь подобрать аналоги красящих лент от современной оргтехники. Однако прежде чем купить ленту, важно знать её ширину. Для большинства универсальных машинок требуются ленты на 13 мм, но есть и такие, где нужны на 16 мм – особенно это касается больших канцелярских машинок.
    Кроме этого, многие машинки позволяют печатать в два цвета – чёрным и красным (на машинке есть специальный переключатель), но такие ленты достать в России весьма проблематично.
    Впрочем, вопрос решаемый. Иногда я заказываю двухцветные ленты в США – там «культ» пишущих машинок очень силён, производителям до сих пор выгодно делать ленты именно под конкретные модели, хотя производство самих машинок давно приостановлено.
    Раскрою секрет. Можно подобрать (и удачно!) двухцветные ленты от не слишком распространённых кассовых аппаратов и печатающих калькуляторов, которыми пользуются и в наши дни, и такие продаются в интернет-магазинах в России. Что касается катушек, главное, чтобы они были в наличии. Иногда такие катушки играют декоративную роль, входят, так сказать, в дизайнерский ансамбль машинки.

    С «родных» катушек старая лента легко удаляется и так же просто снимается с новых (менее «модных»), потом устанавливается на оригинальные. ГДЕ ИСКАТЬ МАШИНКИ? Спрашивать у знакомых, мониторить на досках объявлений и аукционах, обратиться к коллекционерам или механикам и купить уже готовую к работе машинку, прошедшую техобслуживание. СКОЛЬКО В РЕАЛЬНОСТИ СТОИТ МАШИНКА? Сразу оговорюсь: есть дьявольская разница между двумя обстоятельствами - покупать машинку у случайных продавцов или у механиков и коллекционеров, которые умеют привести машинку в работоспособное состояние. Подавляющее большинство машинок, которые выставлены на Авито, продаются «как есть», то есть они не обслуживались годами, иногда десятилетиями. Даже если автор объявления уверяет, что «машинка полностью рабочая», в этом следует усомниться: продавец, как правило, сам не знает ничего о функциях машинок и думает, что если в машинке что-то шевелится, значит, она исправна.
    Итак, эти рекомендации относятся как раз к объявлениям, которые публикуют непрофессионалы.
    За редким исключением послевоенные отечественные машинки (сделанные в СССР) не стоит покупать более чем за 2000 рублей. Пустая трата денег. В самом деле, их ещё столько много и даже в отличном состоянии, что и продавать дороже нескромно. Речь идёт о машинках типа «Любава», «Ортех». Исключение могут составить, на мой взгляд, ранние модели портативной «Москвы». Такая машинка в классическом стиле справедливо может стоить дороже, но только если она очень хорошо сохранилась и исправна.
    Что касается немецких и американских моделей этого периода (с кириллическим шрифтом или с латинским – неважно), а они тоже в советскую Россию, как правило, поступали в больших количествах (особенно немецкие), не стоит переходить за рубеж 7000 рублей. При этом, если машинка неисправна или выглядит неприглядно, не покупайте её более чем за полторы тысячи. Если предлагается машинка довоенной поры, то здесь всё зависит от творчества, маркетинговых способностей продавца и умения покупателя торговаться. Такая машинка в хорошем состоянии может стоить от 7 до 15 (иногда и выше) тысяч рублей.
    Если вы готовы выложить больше 10 тысяч рублей, вероятно, вы уже очень хорошо разобрались в вопросе и собираетесь сделать себе или приятному вам человеку хороший и оригинальный подарок. Вы уверены в выборе и знаете, на что потратите деньги.

    ПРОВЕРЯЕМ МАШИНКУ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

    Прежде чем покупать машинку, хорошо бы увидеть её живьём. Первое, что следует проверить, насколько легко валик машинки вкручивает бумагу. Если возникли затруднения, значит или ролики, которые не видны снаружи, не прижимают бумагу (они серьёзно деформировались) или поверхность резины вала настолько закостенела, что стала скользкой, как свечка и восстановить её – целая эпопея. Плохое качество резиновой поверхности вала должно стать причиной отрицательного решения при вопросе о покупке, если вы собираетесь за машинкой работать, а не держать её в качестве элемента интерьера. Затем проверяется работа каретки, причём тщательным образом. Нужно убедиться, что машинка легко может напечатать строку до конца (возможно, пружина барабана ослабла, а то и вовсе не работает). Если каретка не двигается при печатании вообще, это значит, что она зафиксирована для транспортировки и нужно отключить фиксатор. Если причина не в этом, тогда, возможно, у механизма слетел тросик или леска, или вышел из строя главный механизм пишущей машинки.
    Только после такого тестирования проверяется работа всех клавиш (соответственно, и литерных рычагов). Некоторые из них могут заедать, застревать в пазах литероносителя. Беды в этом большой нет – просто машинка давно не чистилась, не смазывалась и не регулировалась. Главное, чтобы вы видели, как печатают все литеры, все ли они на месте и нет ли среди них повреждённых, которые дают нечёткий оттиск. И всё же надо сказать честно: если вы никогда не сталкивались с пишущими машинками, проверить её на предмет полной работоспособности не получится. Обычно люди довольны уже тем, что машинка отстукивает буквы, но вскоре, по мере познания этой техники обязательно выяснится, что машинка ещё умеет выставлять поля - правое и левое, в конце строки всегда звучит колокольчик, таблицы и отступы можно создавать при помощи механизма табуляции и многое другое. КАК УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ СВОЕЙ МАШИНКИ У каждой серьёзной машинки есть свой серийный (можно сказать, идентификационный) номер. Это не пустой набор математической комбинации, а ценная информация. По ней можно установить год выпуска машинописной модели. Но не всегда. Наиболее ответственно к сохранению данных о своих машинках подошли американцы. В интернете есть открытые базы, по которым можно установить год выпуска. Самая известная typewriterdatabase.com . Для абсолютной убедительности данные предпочтительно сверить с какой-нибудь ещё одной или двумя альтернативными базами, т.к. при составлении могла быть допущена ошибка или опечатка. Чуть менее подробная информация сохранилась о годе рождения немецких машинок. С советскими вообще не повезло – очень мало сведений, но, к счастью, восстановлением информации по отечественным моделям уже тоже занимаются. Впрочем, если у вас есть документы на благоприобретение, это снимает все вопросы. Так, например, мне досталась редкая Optima P 1, она продавалась в антикварном магазине вместе с документами, так что устанавливать год выпуска не понадобилось. Приблизительный период выпуска машинки с кириллицей установить нетрудно по нескольким признакам. Одним из показателей является раскладка клавиатуры. Если она по большей части совпадает с современной (как на компьютерах), значит, машинка была произведена не раньше 50-х годов прошлого столетия. А если на ней ещё есть клавиша «ять», это свидетельствует о дореволюционном её происхождении.

    Американская печатная машинка «Ундервудъ» с дореформенной раскладкой. 1907 г.

    Таким образом, покупка печатной машинки - ответственное мероприятие. Разумеется, лучше всего покупать машинки у профессиональных механиков или фанатов-самоучек, которые знают тонкости профилактического обслуживания этих аппаратов. Таковых немного, их можно по пальцам сосчитать, да и то - только в Москве и Санкт-Петербурге. По крайней мере, специалистов из других регионов я не знаю (но был бы рад познакомиться). Конечно, машинки, обслуженные специалистами, стоят дороже: вы покупаете не только само устройство, но и непростую работу, проведённую механиком. У меня всегда есть машинки на продажу, свяжитесь мной или посмотрите из в разделе " ".

    Сообщество фанатов пишущих машинок:

    Слава печатной машинки уже закатилась, а ведь еще совсем недавно она была поистине грандиозной. В конце прошлого века пришлось пишущей машинке передать эстафету дальше — персональному компьютеру. Но какой была первая печатная машинка? Фото, история изобретения и конструктивные особенности - далее.

    Первые опыты

    Когда появилась первая печатная машинка? История переносного устройства для печати начинается задолго до двадцатого века. Множество людей вместе или независимо друг от друга в разные годы неизменно приходили к идее быстрого набора самых разнообразных текстов. Впервые это случилось еще в начале восемнадцатого века, а именно в 1714 году.

    Тогда английская королева Анна выдала официальный патент работнику водопроводной станции в Лондоне Генри Миллю на машину, в которой искусственный метод отпечатывания букв позволяет располагать каждую отдельно и в необходимом порядке. При этом текст отпечатывается на бумаге ясно и четко. К сожалению, кроме текста патента, не сохранилось ничего.

    Вторично печатную машинку сконструировал уже в Германии в пятидесятых годах того же столетия Фридрих фон Кнаусс. Этому устройству не суждено было стать популярным, о пишущей машинке снова забыли. Далее настал черед Испании. Приблизительно в 1808 году талантливый механик Терри Пеллегрино создает собственную печатную машинку. Это устройство породила любовь.

    Трогательная любовная история

    Терри Пеллегрино влюбился в прелестную графиню Каролину Фантони. Молодая девушка вдруг ослепла, но ее избранник оказался верным и довольно-таки предприимчивым человеком. Для своей незрячей любимой Терри создал первую печатную машинку. На ней слепая Каролина Фантони писала письма возлюбленному и сочиняла поэмы.

    Устройство работало следующим образом. Графиня пальцами находила клавишу с выгравированной на ней необходимой буквой, легко нажимала, а литера опускалась, оттискивая через копирку букву на бумаге. После смерти Каролины сама машинка затерялась, но сохранилось несколько напечатанных на ней писем.

    Первая копировальная бумага

    Осенью 1808 года Каролина сообщала Терри, что у нее кончается бумага, без которой она больше не сможет писать письма любимому. Таким образом, предприимчивый итальянец может считаться создателем не только первой в мире печатной машинки, но и прототипа современной копировальной бумаги.

    Обычные листы Террри Пеллегрино пропитывал типографской краской и высушивал на солнце. После этой трогательной истории различные опыты по созданию новых версий машинок для слепых получили широкую известность во многих странах мира. До победного конца пишущую машинку начали изобретать в США.

    Американские изобретения

    В 1829 году американский гражданин Уильям Остин Берт запатентовал пишущую машинку для незрячих под названием «Тайпограф» («печатник»). Методом специального тиснения заготовки букв оставляли четкий след на толстой бумажной ленте. В 1843 году патент на печатное устройство получил Чарльз Тобер.

    Изобретателя волновала судьба слепых. Как и его предшественники, американец хотел обеспечить работой слепых людей, которые до этого никак не участвовали в социальной жизни. Машинка Тобера не нашла отклика у производителей, но в его изобретении используется плодотворная идея рычажной передачи движения букв.

    Следующая «первая» печатная машинка — изобретение Сэмюэла Френсиса. В его машинке 1856 года были и подвижная каретка, и рычаги с заготовками букв, и лента, пропитанная специальной типографской краской, и даже звонок, который предупреждал о конце строки.

    Другие изобретатели

    Так кто изобрел первую печатную машинку? В середине девятнадцатого века очередной прототип печатной машинки создал некий итальянец. Он назвал свое изобретение «пишущий клавесин», или «машина для письма с помощью клавиш». Это было уже более современное устройство, которое позволяло видеть написанный текст в процессе печатания.

    В 1861 году свой вариант устройства создал бразильский священник. Вдохновленный этим изобретением, император Бразилии Педро I наградил священника золотой медалью. Отец стал настоящей гордостью латиноамериканской страны. В Бразилии его до сих пор считают единственным изобретателем.

    Русская машинка для письма

    Кто создал первую печатную машинку в России? В 1870 году Михаил Иванович Алисов сконструировал «скоропечатник», или «скорописец». Его целью была замена каллиграфического переписывания рукописей и различных документов. Скоропечатник оказался вполне пригоден для этого, за что получил высокие отзывы и медали на трех выставках: в Вене в 1873 году, в Филадельфии в 1876 году и в Париже в 1878 году.

    Изобретателя, который придумал такое устройство, Русское техническое общество наградило медалью. Та печатная машинка сильно отличалась по внешнему виду от большинства устройств, знакомых современному обывателю. Использовалась восковая бумага, которая потом размножалась на ротаторе.

    Клавиатура QWERTY

    Различные типы печатных машин постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Знакомую всем клавиатуру QWERTY придумал некий Скоулз. Изобретателями была проанализирована сочетаемость букв в английском языке, а QWERTY — это вариант, при котором часто сочетающиеся литеры расположены максимально далеко. Это предотвращало залипание клавиш при наборе текста.

    Нестареющая классика

    Классический «Ундервуд» появился еще в 1895 году и добился господства в начале двадцатого века. Это первая печатная машинка в мире, которая действительно получила ошеломляющий коммерческий успех. Вскоре появилась еще одна классическая модель. Американец Кристофер Лэтем Шоулз запатентовал устройство, которое после нескольких усовершенствований получило коммерческое название «Ремингтон № 1». Эти машинки выпускались серийно.

    Торговля «Ремингтонами» шла тяжело до тех пор, пока машинки не заказало министерство финансов. К 1910 году в Америке использовалось уже более двух миллионов таких пишущих машинок. Один печатающий аппарат из этой серии приобрел для себя даже писатель Марк Твен.

    Серийное производство в России

    В России до революции пишущие машинки не производились, но активно использовались. В силу дореволюционной орфографии буквы на них располагалась довольно необычно. На портативных устройствах отсутствовали цифры, которые при печати заменялись на соответствующие буквы («О», «З» и так далее).

    Первая печатная машинка в России, которая выпускалась серийно, называлась «Яналиф».Производилось устройство с 1928 года в Казани. В позднее время самыми распространенными отечественными марками машинок были портативные «Москва» и «Любава», канцелярские «Украина» и «Ятрань». Из зарубежных устройств были популярны «Оптима» и «Роботрон», «Эрика» из ГДР, «Консул» из ЧССР, «Олимпия» из ФРГ.

    Надо признать, что изобретение Ведгвуда потом на протяжении добрых двух столетий активно использовалось в делопроизводстве для получения нескольких копий одного документа. Да и на матричных принтерах копирка в отсутствие картриджа здорово выручала.

    Вернемся однако к истории появления печатных машинок в целом и клавиатуры, в частности. Так вот, в сентябре 1867 года поэт, журналист и по совместительству изобретатель Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes) из Милуоки подал заявку на новое изобретение - печатную машинку. После соответствующих бюрократических процедур, которые, как это водится, растянулись на несколько месяцев, Шолес в начале 1868 года получил-таки патент. Соавторами изобретения помимо Кристофера Шолеса были Карлос Глидден (Carlos Glidden) и некто Соул (S. W. Soule), которые тоже потрудились над созданием первой печатной машинки. Впрочем, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались извлечь прибыль из своего детища.

    Производство первых печатных машинок началось в самом конце 1873 года, а в 1874 году они уже поступили на американский рынок под маркой Sholes & Glidden Type Writer.

    Надо сказать, что клавиатура первых печатных машинок разительно отличалась от нынешней. Клавиши размещались в два ряда, а буквы на них шли в алфавитном порядке.

    В дополнение к этому, печатать можно было исключительно заглавными буквами, а цифр 1 и 0 вовсе не было. Их с успехом заменяли буквы "I" и "O". Текст печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять каретку, для этой цели расположенную на шарнирах. В общем, как и у всякого нового изобретения недостатков у первых печатных машинок было немало. И среди прочих, как это вскоре выяснилось, неудачное расположение клавиш. Дело в том, что при возрастании скорости печати молоточки печатной машинки с закрепленными на них штампиками-литерами, которые наносили удары по бумаге, не успевали возвращаться на место и цеплялись друг за друга, грозя привести к поломке печатающего узла. Очевидно, что решить проблему можно было двумя путями - либо каким-то образом искусственно замедлить скорость печати, либо разработать новую конструкцию машинки, которая бы исключала заклинивание клавиш.

    Кристофер Шолес предложил изящное решение, позволившее обойтись без изменения механики достаточно сложной конструкции печатающего узла. Оказалось, что для того, чтобы дело пошло лучше, достаточно изменить порядок следования букв, нанесенных на клавиши.

    А дело вот в чем. Поскольку молоточки располагались по дуге, образующей половину круга, то чаще всего при печати заклинивало расположенные поблизости друг от друга литеры. Шолес решил расположить литеры на клавишах так, чтобы буквы, образующие устойчивые в английском языке пары, располагались как можно дальше друг от друга.

    Для того чтобы подобрать "правильное" расположение клавиш, Шолес воспользовался специальными таблицами, отражавшими частоту появления на письме тех или иных устойчивых сочетаний букв. Соответствующие материалы были подготовлены педагогом Амосом Денсмором (Amos Densmore), братом Джеймса Денсмора (James Densmore), который, собственно, и финансировал работы Кристофера Шолеса по созданию печатной машинки.

    После того как Шолес расположил в нужном порядке молоточки с литерами внутри каретки печатной машины, буквы на клавиатуре образовали весьма прихотливую последовательность, начинавшуюся с литер QWERTY. Именно под этим названием клавиатура Шолеса и известна в мире: QWERTY-клавиатура или универсальная клавиатура (Universal keyboard). В 1878 году, уже после того как модернизация была опробована на выпускавшихся печатных машинках, Шолес получил на свое изобретение патент.

    С 1877 года печатные машинки по патенту Шолеса стала выпускать компания "Ремингтон". На машине первой модели можно было печатать только заглавные буквы, а на второй модели (Remington No.2), серийный выпуск которой начался в 1878 году, появился переключатель регистров, что позволяло печатать как заглавные, так и строчные буквы. Для переключения между регистрами печатающая каретка сдвигалась вверх или вниз при помощи особой клавиши Shift (сдвиг). В этой и последующих (до 1908 года) машинках "Ремингтон" напечатанный текст оставался невидимым для работающего, имевшего возможность посмотреть на текст, лишь приподняв каретку.

    Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами, ударяющими по бумагоопорному валу спереди. Основное достоинство этой конструкции было в том, что при работе был виден только что отпечатанный текст. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться большой популярностью и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.

    Первая печатная машинка Кристофера Шолеса была предназначена для набора текста… двумя пальцами. Появление метода десятипальцевой печати приписывается историками некоей миссис Лонгли (L. V. Longley), продемонстрировавшей новый подход в 1878 году. А чуть позже Фрэнк МакГуррин (Frank E. McGurrin), клерк из федерального суда в городе Солт-Лейк Сити, предложил концепцию метода "слепой печати", при которой машинистка работала и вовсе не глядя на клавиатуру. В это же время производители печатных машинок, стремясь доказать публике перспективность новой техники, проводили многочисленные соревнования на скорость печати на первых "ремингтонах" и "ундервудах", что, конечно же, подстегивало машинисток печатать все быстрее и быстрее. Очень скоро темп работы "тружеников печатной машинки" превысил средние 20 слов в минуту, характерные для рукописного текста, а сами печатные машинки стали неотъемлемым рабочим инструментом секретарш и вполне привычным элементом офисов.

    До 1907 года фирма "Ремингтон и сыновья" последовательно выпустила девять моделей печатных машин, конструкция которых постепенно совершенствовалась. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. За первые десять лет "Ремингтонов" изготовили свыше ста тысяч экземпляров.

    Помимо крупных фирм (таких как "Ремингтон" и "Ундервуд") печатные машинки выпускали сотни мелких фабрик и десятки крупных компаний, специализирующихся на точном машиностроении. Появились десятки новых конструкций и сотни моделей. Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение всего около двадцати.

    В период 1890-1920 годов идет усиленный поиск конструктивных решений с целью получения четкого, видимого при печатании текста и расширения возможностей печатной машины. Среди машин этого времени можно выделить две основные группы: с единым литероносителем и с рычажным печатающим механизмом. У машин первой группы литеры нанесены на едином литероносителе различной формы, для выбора печатного знака использовались либо индикаторное устройство, либо клавиатура. Меняя литероносители можно было печатать на нескольких языках. Эти машины давали видимый при печати текст, но малая скорость печатания и слабая пробивная способность ограничивали их применение.

    В машинах с рычажным печатающим механизмом литеры расположены на концах отдельных рычагов, печать производится ударом литерного рычага по бумагоопорному валу при нажатии на клавишу. Разнообразие рычажных печатных машин конца XIX - начала XX века отражает борьбу идей, направленных на получение видимого при печатании текста, повышении скорости печатания и надежности работы машины, обеспечения "легкого" удара по клавишам.

    В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

    Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Примечательно, что вышедший в свет в 1876 году труд Марка Твена "Приключения Тома Сойера", стал первой книгой, текст которой был подготовлен с использованием печатной машинки.

    Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона", так же как кабинет В.В. Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда".

    Долгие столетия писательский труд был именно писанием, т.е. собственноручным испещрением клочка бумаги (папируса, пергамента) затейливыми черточками, петельками и крючочками.
    Но вот наступил ХХ век с его постоянно совершенствуемыми возможностями машинописи, а привычка к рукописанию никуда не делась. Писатели упорно продолжали покрывать своими каракулями тонны бумаги.
    Почему? Послушаем их самих:

    Пишу карандашом. Мне нужно не менее дюжины их и машинку для заточки. О, и очень много бумаги! Пишущая машинка — для окончательного варианта и для копий.
    Э.Хемингуэй

    Когда пишу от руки, у меня создается впечатление, что я более искренен, не столь литературен. За пишущей машинкой у меня все получается слишком гладко. Это напоминает проигрывание фортепьянных гамм. Моими мыслями каким-то образом управляют пальцы.
    Г.Миллер

    Я пишу от руки, потому что не привык думать за машинкой. Мне нужно чувствовать в руке карандаш, видеть, как из-под кончика карандаша выходят слова, и, если слово не то, я его просто стираю и пишу новое. Мне надо все сначала записать на бумагу. Только после этого я перепечатываю все на машинке, но сначала мне нужно, чтоб текст был написан от руки, чтоб я чувствовал его.
    У.Фолкнер

    Перо. Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы.
    М.Горький

    Нарезаны четвертушки бумаги, очинен химический карандаш, приготовлены папиросы, я сажусь за стол.
    Е.Замятин

    Пишу пером. Карандашом пользуюсь иногда для отделки какой-нибудь фразы. Рисунков на рукописи не делаю. Возможности печатать вещи сразу на пишущей машинке искренно не понимаю.
    М.Слонимский

    Я пишу только ручкой, только на хорошей бумаге. Бумагу я привезла из Швейцарии. Я люблю хорошие ручки, чтобы была легкая подача чернил. Бумага и ручка мне не должны мешать.
    В.Токарева

    Во время работы я не выношу шума машинки. Я наедине с мягким «самопишущим» пером и квадратной глянцевой бумагой.
    Н.Никитин

    Пишу всегда пером. В местах ответственных, прежде чем положить фразу на бумагу, тщательно строишь ее в уме. Когда черновик готов, начинаешь со всем тщанием править его. Получается вторая редакция рассказа. Рукопись становится неимоверно грязной, со вставками, подклейками, четырехэтажными поправками в поисках нужного слова. Затем рукопись передаешь для переписи на машинке. Ошибки сразу выпирают. Большая правка, третья редакция. тут иногда достается не только стилю, но и общей концепции рассказа. Вновь машинка, если рассказ пишешь вчерне месяц, то отделываешь его недели три. Звучность, инструментовку речи я ставлю во главу угла. Работая, автор должен всегда прислушиваться к своему перу.
    В.Шишков

    Щелканье машинки мне мешает, я всегда пишу только пером. Перо для меня не безразлично — писать люблю мягким пером, если есть, то медным.
    А.Чапыгин

    Если бы я показал вам свою записную книжку, вы бы обнаружили массу завитушек, и стрелочек, и легких зачеркиваний, сквозь которые проступает первый вариант. Переходишь от этого к печатному тексту — и он тут же выглядит более закоснелым. Кстати, все это чепуха насчет того, что на компьютерах удобнее жонглировать текстом. Ничто не сравнится с возможностями рукописи. В ней ты переставляешь куски текста, физически не сдвигая их, то есть всего лишь указываешь на возможность перемещения, оставляя изначальную мысль нетронутой. Проблема компьютера в том, что у конечного результата нет памяти, нет происхождения, нет истории — маленький курсор (или как он там называется) дрожит где-то в центре экрана, создавая иллюзию того, будто вы думаете. Даже когда вы давно уже перестали.
    М.Эмис

    Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.
    Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.
    Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.
    О.Клеон

    Тем не менее, технический прогресс постепенно находил все больше сторонников среди пишущей братии. Уже в начале 1920-х годов печатная машинка стала неотъемлемой принадлежностью писательских столов.

    Я работаю сразу на машинке, правлю по окончании каждой страницы, очень много вычеркиваю, без жалости, если даже какое-то отдельное сравнение кажется удачным, переписываю и снова мараю. В итоге каждая страница — это восемь-девять склеенных кусочков. Другой метод — написать все произведение вчерне, а затем переписывать начисто — куда экономней, но у меня отвращение к плохо написанному тексту. Такой же отделке подвергаю каждую законченную главу. Это опять-таки не экономно. Но когда пишешь главу, хочется, чтобы все в ней было ясно; тогда чувствуешь, как постепенно меняется форма всего произведения.
    И.Эренбург

    Я пишу на машинке с 1930 года — испортился почерк. Работаю я медленно. В лучшие годы писал не более пяти отделанных машинописных страниц в день при работе с утра до ночи. Вечером я только правлю написанное.
    И.Эренбург

    На пишущей машинке. Рукописный текст всегда неясен (не разборчивость почерка, индивидуальность его, малое — сравнительно с печатным — количество слов на странице). Все это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу. Когда фраза слишком сложная, или когда они толпятся, забегая вперед, — набрасываю их пером. Мне никогда не удавалось набросать от руки больше трех, четырех страниц, сейчас же тянет взглянуть на это в печатном виде — на машинке.
    А.Толстой

    Техника письма. Набрасываю пером и сейчас же стукаю на машинке. К карандашам чувствую отвращение.
    А.Толстой

    Рассказы до листа пишу на машинке сразу, больше листа — пером и затем на машинке.
    Б.Пильняк

    В конце ХХ века нашлись свои поклонники и у компьютера.

    Писал от руки. Печатал черновик на машинке, правил, перепечатывал. В середине 1980-х с радостью перешел на компьютер, и теперь пишущая машинка кажется мне грубой механической помехой. В текстовом редакторе есть что-то более интимное, он ближе к мысли как таковой. Эфемерность еще не распечатанного материала похожа на невысказанную мысль. Мне нравится возможность без конца переделывать фразы, мне нравится, как преданная машина запоминает все мои маленькие пометки.
    И.Макьэн

    Особняком в этом отношении стоял Л.Фейхтвангер, который имел обыкновение надиктовывать свои романы.

    Наконец, сформировалась еще одна группа писателей, которые сочетают возможности пера и печатной машинки (компьютера).

    Сначала я все пишу от руки. Писать от руки я могу в течение двух часов, не больше, — пальцы немеют. Тогда я откладываю ручку и начинаю перепечатывать написанное, попутно что-то меняя; пожалуй, это первая стадия редактирования.
    М.В.Льоса

    Первые сто страниц пишу не оглядываясь. Пишу от руки. После того как этот первый вариант жена напечатает или наберет на компьютере, я обычно весь его перекраиваю, правлю, выбрасываю нещадно абзац за абзацем. Если у меня от десяти рукописных страниц остается одна печатная — это хорошо.
    А.Рыбаков

    Я пишу не только на компьютере, иногда и от руки тоже. Рукой я написал «Ловца снов» и «Мешок с костями» — хотел понять, как получится. Кое-что изменилось. Прежде всего, дело пошло медленнее — когда пишешь от руки, времени уходит больше. И каждый раз, когда я начинал писать, во мне просыпался лентяй и говорил: «А это обязательно?» У меня после этих упражнений до сих пор мозоль на пальце. Зато работа с черновиками была куда увлекательней. Мне показалось, что первый вариант получился более отточенным — все потому, что спешить не получалось. Ведь писать можно только с определенной скоростью. Это все равно как мчаться на мотоцикле или идти пешком.
    С.Кинг

    P.S.
    Я раньше тоже сочетал рукописание и стучание по машинке и клаве, но последние годы мараю страницы только на мониторе. Мне тоже необходимо видеть сразу всю фразу, а часто — и весь абзац для того, чтобы добиться необходимого ритма, избежать повторов, увидеть слабые места и т.д. Кроме того, историк поневоле использует много цитат, а их удобнее копировать и переносить в текст при помощи мышки:).
    ————————————————-
    Цитаты приведены по:
    А. Синиярв. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЯ