Компания спич. «Мне не нужны никакие напарники» Как Сергей Чобан стал самым успешным российским архитектором
Эксперты составили топ-10 архитектурных бюро, проекты которых реализуются на первичном рынке жилой недвижимости в столице
Фото: Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Топ-10 самых востребованных архитекторов, жилые проекты которых представлены в Москве, возглавило архитектурное бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана. Суммарная жилая площадь реализуемых им в столице проектов — 1,93 млн кв. м (19 жилых комплексов), говорится в рейтинге риелторской компании «Метриум Групп». При составлении топ-10 аналитики компании подсчитали площадь квартир и апартаментов во всех проектах на первичном рынке Москвы и распределили эти объемы между мастерскими.
На втором месте оказалось творческое производственное объединение «Резерв» Владимира Плоткина — по его проектам сегодня в Москве возводятся шесть комплексов (759,8 тыс. кв. м). Третье место занимает Архитектурное бюро Сергея Скуратова с шестью проектами общей площадью 415,6 тыс. кв. м.
Суммарно на все мастерские из топ-10 рейтинга самых востребованных архитекторов приходится 54 жилых и апартаментных комплекса площадью 5,2 млн кв. м. Это чуть менее трети от общей жилой площади всех реализуемых сегодня на московском первичном рынке проектов, подсчитали в «Метриум Групп».
В топ-10, помимо российских, вошли и западные компании. Пятое место в рейтинге заняло международное архитектурное бюро MLA+, которое разрабатывало концепцию нового масштабного жилого комплекса в массовом сегменте — микрорайона «Домашний». Его жилая площадь составляет 337 тыс. кв. м. Также в десятку вошли еще два зарубежных архбюро — Ricardo Bofill Taller de Arquietectura (Испания) и NBBJ (США).
С каждым годом объектов, создаваемых именитыми зодчими в Москве, по оценке «Метриум Групп», становится все больше, в то время как типовые проекты оказываются в меньшинстве. Сегодня на рынке жилой недвижимости Москвы работают десятки архитектурных компаний. Среди них встречаются как старожилы, проектировавшие здания еще во времена Советского Союза, так и совсем юные мастерские под руководством молодых архитекторов. Кроме того, в последние годы к работе на столичном рынке жилья все чаще привлекаются мастера с мировым именем. И если раньше они проектировали лишь дорогие жилые комплексы, то сегодня создают проекты и в массовом сегменте, отмечается в рейтинге самых востребованных архбюро. «В ближайшие годы архитекторы будут играть ведущие роли в жилом девелопменте. Эта тенденция уже набирает обороты. Если еще недавно в массовом сегменте проекты от знаменитых архитектурных бюро встречались крайне редко, то сегодня признанные мастера начинают работать даже за пределами Москвы», — прогнозирует управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.
Архитектурное бюро |
Название проекта |
Класс проекта |
Тип жилья |
Площадь квартир/ апартаментов, кв. м |
Суммарная площадь, кв. м |
|
---|---|---|---|---|---|---|
«Сердце Столицы» |
Квартиры |
|||||
Апартаменты |
||||||
«Эталон-Сити» |
Квартиры |
|||||
«Царская площадь» |
Квартиры |
|||||
Апартаменты |
||||||
«Савеловский Сити» |
Апартаменты |
|||||
Квартиры |
||||||
Апартаменты |
||||||
«Пресня Сити» |
Апартаменты |
|||||
«ВТБ Арена Парк» |
Апартаменты |
|||||
«Город на реке Тушино — 2018» |
Апартаменты |
|||||
«Водный» |
Квартиры |
|||||
Апартаменты |
||||||
Atlantic Apartments |
Апартаменты |
|||||
«Родной город. Октябрьское поле» |
Квартиры |
|||||
«Фили Град» |
Квартиры |
|||||
Апартаменты |
||||||
«Искра-Парк» |
Апартаменты |
|||||
Квартиры |
||||||
Апартаменты |
||||||
Квартиры |
||||||
«Технопарк» |
Апартаменты |
|||||
«ЗИЛАРТ» |
Квартиры |
|||||
«Садовые кварталы» |
Квартиры |
|||||
ТПО «РЕЗЕРВ» |
«Триколор» |
Квартиры |
||||
Апартаменты |
||||||
Квартиры |
||||||
«Город на реке-Тушино — 2018» (1-я очередь) |
Квартиры |
|||||
«Золотая Звезда» |
Квартиры |
|||||
«Наследие» |
Квартиры |
|||||
«Садовые кварталы» |
Квартиры |
|||||
Архитектурная мастерская Сергея Скуратова |
«Садовые кварталы» |
Квартиры |
||||
AFI Residence Paveletskaya |
Квартиры |
|||||
«ЗИЛАРТ» |
Квартиры |
|||||
Квартиры |
||||||
«Арт Хаус» |
Квартиры |
|||||
«Дом на Бурденко» |
Квартиры |
|||||
«Остоженка» |
«Ривер Парк» |
Квартиры |
||||
Квартиры |
||||||
«Садовые кварталы» |
Квартиры |
|||||
Квартиры |
||||||
«Кленовый DOM» |
Квартиры |
|||||
Апартаменты |
||||||
«Домашний» |
Квартиры |
|||||
Квартиры |
||||||
Апартаменты |
||||||
Апартаменты |
||||||
Квартиры |
||||||
Апартаменты |
||||||
Smolensky De Luxe |
Апартаменты |
|||||
Ricardo Bofill Taller de Arquietectura |
Квартиры |
|||||
Архитектурное бюро |
«На Мельникова» |
Квартиры |
||||
Квартиры |
||||||
«Измайлово Лейн» |
Квартиры |
|||||
«Город Столиц» |
Апартаменты |
|||||
«Легенда Цветного» |
Квартиры |
|||||
«IQ-Квартал» |
Апартаменты |
|||||
Квартиры |
||||||
«Нахимовский, 21» |
Апартаменты |
|||||
Квартиры |
||||||
Апартаменты |
||||||
Апартаменты |
||||||
«Воробьев Дом» |
Квартиры |
|||||
«Гороховский, 12» |
Апартаменты |
|||||
«Карамель» |
Квартиры |
По данным «Метриум Групп»
Сергей Велесевич
Выставка, которая пройдет с 17 мая по 19 июня в Мультимедиа Арт музее, приурочена к десятилетию архитектурного бюро SPEECH. Созданное в 2006 году Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, оно стало одним из самых успешных в России, реализовав заметные проекты в России и за рубежом. Вход для участников - свободный.
Среди них и масштабные градостроительные комплексы, и элегантные постройки с филигранно проработанными фасадами, и неординарные проекты в сфере выставочного дизайна. Впрочем, принцип многогранного отношения к профессии реализуется не только архитектуре: «Проект SPEECH» - это также участие в благотворительных программах, издательская деятельность, создание собственных архитектурных медиа.
МФК Лотос. Алексей Народицкий
Экспозиция разместится на двух этажах МАММ и представит наиболее известные постройки и проекты компании, а также арт-инсталляции и рисунки ее основателей. Основным средством представления работ станет архитектурная фотография - объекты SPEECH снимали лучшие как российские, так и зарубежные мастера этого жанра. Выразительные фотополотна и оригиналы рисунков дополнят видеоинтервью с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, библиотека медиа-проектов бюро, а также избранные макеты уже реализованных и строящихся зданий, изготовленные специально к выставке.
SPEECH - архитектурное бюро, одна из крупнейших и наиболее успешных проектных организаций в России. Основано в 2006 году архитекторами Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Специализируется на проектировании зданий и комплексов разного функционального назначения, разработке градостроительных концепций, а также создании интерьерных решений. Проекты бюро SPEECH реализованы во многих городах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Нижнем Новгороде и др.), а также за рубежом (Берлин, Милан, Венеция, Минск и др.). В настоящий момент численность компании составляет порядка 200 человек, среди которых не только архитекторы, но и конструкторы, инженеры, менеджеры проектов: объединение в одной команде различных специалистов позволяет SPEECH разрабатывать комплексные решения и участвовать во всех стадиях работы над проектом любой сложности.
Среди реализованных бюро проектов - жилой комплекс «Грюнвальд» в поселке Заречье (Подмосковье), офисное здание на Ленинском проспекте и жилой дом «Гранатный, 6», многофункциональный комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной и офисное здание на улице Кульнева в Москве, Дворец водных видов спорта в Казани, Микрогород «В лесу», бизнес-центр класса А «Пять морей» в Ростове-на-Дону, Главный медиацентр Олимпийских игр в Сочи, Павильон России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в Милане. В настоящий момент по проектам бюро SPEECH реализуются такие масштабные проекты, как многофункциональные комплексы «ВТБ Арена-парк», «Фили-Град» и «Эталон-Сити», стадионы ФК «Краснодар» (совместно с gmp international) и «Лужники» (реконструкция), Новый Музейный комплекс Государственной Третьяковской галереи и жилой комплекс «Сердце Столицы».
В середине 2011 года исполнилось 5 лет бюро SPEECH Чобан&Кузнецов – компании, во многих отношениях выделяющейся в ряду ведущих архитектурных мастерских России. И дело не только и не столько в успешности бюро, которое уверенно преодолевает спад архитектурно — строительного рынка, сколько в причине этой успешности – собственной «спичевской» философии, пронизывающей проектную практику команды и ставшей основой для появления творческого тандема двух архитекторов – Сергея Чобана и Сергея Кузнецова.Бюро SPEECH Чобан&Кузнецов было образовано в результате длительного сотрудничества нескольких проектных компаний: возглавляемых Сергеем Чобаном берлинского офиса NPS TCHOBAN VOSS и его московского представительства «Чобан и партнеры» с мастерской «С.П.Проект», во главе которой стоял Сергей Кузнецов и его партнер Павел Шабуров.
Сергей Чобан и Сергей Кузнецов. Фото: Наталья Коваленко.
Для С.Чобана, уехавшего в Германию в 1992 г. и сделавшего там успешную карьеру, пройдя за три года путь от сотрудника nps («Nietz, Prasch, Sigl Architekten BDA», Гамбург), до партнера и руководителя филиального офиса бюро NPS TCHOBAN VOSS в Берлине, возвращение к работе в России было неизбежно.
Жилой дом «Гранатный, 6», Москва. Фото: Алексей Народицкий.
Объемы строительства в нашей стране, не в пример европейским, в новом тысячелетии били все рекорды. Архитектор, знающий российскую специфику и обладающий опытом западной проектной практики, не мог не быть здесь востребован. Началом «расширения на восток» стала победа в конкурсе на проект комплекса «Федерация» в Москва-Сити в 2003 году. Предложение архитекторов Сергея Чобана и Питера Швейгера – две башни, в форме парусов – было и остается едва ли не самым эффектным зданием, спроектированным для Сити. На волне интереса к этому проекту перед Сергеем раскрывались новые перспективы по расширению деятельности в России, для чего был необходим не просто филиал берлинского бюро, а нечто большее – полноценная компания, руководство которой С.Чобан мог бы разделить с партнером, чьи принципы и видение стратегии развития проектного бизнеса совпадали бы с его собственными.
Вид на жилой дом с противоположной стороны Гранатного переулка.
Фото: Алексей Народицкий.
Жилой дом «Гранатный, 6»,
Адрес: Россия, г. Москва, Гранатный переулок, 6.
Гл. архитекторы проекта: А.Перлич, Ю.Котляр,
В.Казуль, С. Арутюнов.
Гл. инж. проекта: Л.Макухина.
Архит. В.Шалявский, Т.Столяров, А.Козырева,
А.Сокольникова.
Заказчик: ООО «Сканклин-инвест».
Общая площадь: 15 431 кв. м.
Проектирование: 2004–2007 гг.
Строительство: 2007–2011 гг.
Ситуационный план.
Жилой дом «Гранатный, 6»
, концепция которого была вдохновлена работами знаменитого советского архитектора А. К. Бурова, неслучайно сравнивают c резной шкатулкой для драгоценностей. Достаточно лаконичная объемно-пространственная композиция из трех разновысоких корпусов, соединенных стеклянными вставками-переходами, лихвой компенсируется богатством внешней и внутренней отделки. Облицованные натуральным камнем (гранит и известняк) фасады дома практически сплошь покрыты резным узором, специально для этого проекта разработанного на основе исследований традиций византийской, древнерусской и старомосковской каменной резьбы.
Каждый прототип использовался для оформления одного из трех корпусов. Для каждого элемента фасада (пилястры, простенка, подоконной части и перемычек) создан свой рисунок, отвечающий выбранному стилю. Те же мотивы использованы в дизайне стеклянных и кованых экранов, закрывающих нижнюю часть французских балконов. Подобная филигранная работа с долговечными материалами гарантирует, по мнению авторов, особую эстетическую выразительность фасадов здания, которая только усилится с течением времени и воздействием неблагоприятных городских условий. Отделка интерьеров общественных зон жилого комплекса так же решена в орнаментальном духе и с использованием натуральных материалов. Металл, стекло, камень и благородные породы дерева, украшенные узорами, создают внутри комплекса атмосферу роскоши. Неудивительно, что квартиры в этом доме были раскуплены еще на первом этапе строительства.
Таким единомышленником стал для С.Чобана молодой архитектор Сергей Кузнецов, с 23 лет ведущий собственную проектную практику, а с 2003 г. выступающий как глава компании «С.П.Проект». Последняя, стартовавшая, как и многие другие в 2000-е, с интерьеров и загородных домов, активно развивалась, включая в сферу своих интересов городскую недвижимость. Параллельно с архитектурной деятельностью «С.П.Проект» специализировалось на создании трехмерных визуализаций, техническое и художественное качество которых за короткое время сделали бюро одним из лидеров на этом рынке. Первоначально сотрудничество С.Чобана и С.Кузнецова было сосредоточено именно в этой сфере, но постепенно оно стало распространяться и на область совместного проектирования.
Плотная совместная работа на протяжении нескольких лет в начале 2000-х продемонстрировала, что между С.Чобаном и С.Кузнецовым существует взаимопонимание на многих уровнях, и их тандем не просто жизнеспособен, а чрезвычайно перспективен.
Объединение давало новой компании ряд преимуществ: увеличение объемов и масштабов работы, внедрение современных западных методик и стандартов проектирования, отсутствие необходимости завоевывать авторитет и создавать с нуля имидж компании, сочетание динамизма и энергичности молодой российской команды с методичностью и умением работать в рыночных условиях немецких партнеров, а также–возможность развиваться одновременно в России и на Западе.
Ситуационный план.
Офисное здание на Ленинском проспекте
Авторы проекта: С.Чобан, С.Кузнецов.
Гл. архитектор проекта: С. Кузнецов.
Гл. инж. проекта: Л. Макухина.
Архит. А Перлич, Т.Варюхина, А.Козырева,
Т.Локтева, Е.Муринец.
Генподрядчики: MNR Bau und Bauberatungs
Ges.mbH (Австрия),
РД Констракшн Менеджмент (Россия).
Общая площадь: 16 253 кв.м.
Проектирование: 2005–2009 гг.
Ситуационный план. Строительство: 2008–2011 гг.
Вид на офисное здание со стороны Ленинского проспекта. Фото: Илья Иванов.
Существенным и, одновременно, нестандартным плюсом стал отказ от жесткого деления функций и обязанностей между партнерами. Все функции руководителя мастерской (и административные, и творческие) были в равной степени разделены между С.Чобаном и С.Кузнецовым. Но там, где, на первый взгляд, мог скрываться источник проблем, на деле сработал обратный эффект. Два архитектора, два ярко выраженных лидера, при этом различающихся по возрасту и жизненному опыту, смогли выстроить систему взаимоотношений и руководства своей компанией так, что их разность работает на результат и служит стимулом для постоянного развития. А единая система ценностей и приоритетов в профессии выступает как общий знаменатель, как основа для взаимозаменяемости во всех аспектах деятельности компании.
В основе этой системы лежат несколько принципов, которые руководители бюро SPEECH Чобан&Кузнецов искренне и последовательно исповедуют сами и активно прививают своим сотрудникам. Их можно сформулировать как комплексность, качество и долговечность.
Первый принцип–это методика ведения проекта одной командой «от и до». То есть от градостроительных исследований, через скрупулезную проработку всех стадий проектирования и контроль за его реализацией, до разработки оригинальных деталей интерьера, продолжающих и развивающих основную выразительную идею здания.
Второй принцип–это постоянное стремление к максимально возможному качеству: качеству проекта, качеству материалов, качеству исполнения. Причем этот принцип бюро в равной степени применим как на дорогостоящих проектах, так и на объектах с ограниченным бюджетом. Все дело в изначальной установке, определяемой вместе с заказчиком, и в правильном распределении средств. С.Чобан и С.Кузнецов, «страдающие», каждый по-своему, крайней стадией перфекционизма, ухитряются заражать этим «вирусом» даже заказчиков, весьма далеких от немотивированного экономически стремления к совершенству.
Третий принцип–это отказ от создания архитектуры временной, или, как ее называют сами руководители бюро SPEECH Чобан&Кузнецов, «павильонной». Для них ключевое значение в определении качества архитектуры имеет специфика ее взаимодействия со временем, под которой подразумевается эстетичность процесса старения здания, неразрушающего или компрометирующего изначальный замысел, а на оборот, привносящих в него особое качество, дух истинности, формирующий культурный слой материального мира, окружающего человека. Течение времени может подарить зданию новую ценность и красоту, а может привести к его полной деградации, когда необоснованная экономия на этапе проектирования и строительства оборачивается скоропостижным обветшанием здания, особенно катастрофически заметным на фасадах.
Помимо материального старения большое значение имеет устаревание стилистическое и художественное, при котором архитектура, еще недавно казавшаяся острой и актуальной, по прошествии небольшого промежутка времени уже воспринимается как комичная и неуместная. Единственный путь для создания архитектуры долговечной, который вывели для себя руководители бюро SPEECH Чобан&Кузнецов – тщательная работа по осмыслению среды и создание объектов, отвечающих ее потребностям, а возможно, даже лечащих какие-то ее проблемы. К этому добавляется разработка оригинальных деталей и форм, продиктованных немодными веяниями, а образом здания и духом места, а так же максимальное использование материалов, способных противостоять разрушительному влиянию времени и климата.
Все эти принципы, на первый взгляд, не имеют ничего общего с реалиями современного архитектурно-строительного рынка России, на котором идеология снижения затрат и сроков на разработку проекта давно вытеснили из обихода термины «качество» и «культура детали». В этих условиях декларация принципов работы бюро SPEECH Чобан&Кузнецов может показаться утопией, отдающей архитектурным снобизмом, чреватым выдавливанием бюро в лучшем случае, в узкий сегмент элитарной архитектуры. Эта позиция, при всей своей престижности, вряд ли могла позволить бюро столь активно развиваться на российском и международном рынках. Но реальность опровергла эти скептические прогнозы.
Начинаяс2006г., не только принципы, но и проекты, разработанные на их основе архитекторами бюро SPEECH Чобан&Кузнецов, оказались чрезвычайно востребованы.
С первых дней функционирования бюро планомерно увеличивался диапазон, масштабы и количество проектов, а так же расширялась их география. Уже в 2009г., т.е. через 2,5 года после создания, портфолио бюро состояло из более30 проектов, выполненных для Москвы, Санкт-Петербурга, городов России и СНГ, включая загородные поселки, спортивные и культурные объекты, гостиничные, жилые и офисные комплексы, а так же градостроительные концепции.
Стартовая динамика развития бюро была такова, что позволила преодолеть кризис 2008 года, почти без потерь. Конечно, некоторая часть проектов была заморожена, а количество сотрудников ненадолго уменьшилось, но сами руководители бюро оценивают произошедшие изменения как положительные. Состав проектного портфеля стал более реалистичным, а сокращение числа идущих одновременно проектов позволило сохранить и даже повысить «фирменное» качество проектирования.
Его уровень, заданный и настойчиво внедряемый С. Чобаном и С. Кузнецовым, предусматривал доскональную проработку всех элементов будущего здания. Даже в ситуации, когда речь шла всего лишь о стадии «Проект», к процессу привлекались специалисты, которые, обычно, бывают задействованы только на этапе рабочего проектирования: консультанты по фасадам, по климатическим характеристикам, уникальным кровлям и т.д. А все решения разрабатывались так же тщательно, как если бы речь шла о «рабочке». Этот достаточно жесткий способ профессиональной инициации молодых архитекторов позволил основателям бюро за непродолжительное время собрать команду единомышленников, сформировать стандарт работы бюро, привить сотрудникам навыки реального проектирования, накопить и постоянно расширять базу применяемых деталей, узлов, технологий и материалов.
Результатом такого подхода уже стали несколько реализованных проектов, каждый из которых задал в своем сегменте новые стандарты проектных и строительных решений, не уступающих уровню современной европейской архитектуры. Это три комплекса, различающихся по стилистике, но сходных по качеству работы с высококлассными материалами и современными технологиями: офисное здание на Ленинском проспекте,
жилой дом «Гранатный, 6»в одноименном переулке Москвы и многофункциональный деловой комплекс с головнымо фисом ОАО «Банк Санкт-Петербург» в Петербурге.
Одновременно с разработкой и реализацией отдельных объектов бюро SPEECH Чобан&Кузнецов в своих градостроительных и крупных проектах начало внедрять необычную командную систему работы и приглашать к участию в работе над масштабными, много элементными комплексами несколько проектных компаний. Так, чтобы каждая сделала проект отдельного здания, а вместе они образовали бы единый ансамбль. Тут важно отметить, что ресурсов бюро SPEECH Чобан&Кузнецов более чем достаточно, чтобы справиться с любой, даже весьма масштабной задачей. Но позитивный опыт консолидации и приоритета архитектурного качества поставили для руководителей SPEEC на первый план качество итогового результата работы, от вариабельности в рамках единой концепции которого зависит гармоничность создаваемой среды. Бюро SPEECH Чобан&Кузнецов активно приглашает к совместной работе ведущие архитектурные команды России и мира. Поэтому принципу в Подмосковье уже построен жилой комплекс «Грюнвальд» (концепция–совместно с бюро «Остоженка», проекты домов–«Остоженка», «Проект-Меганом» и «Mossinepartners», «Assmann&Salomon» и «NPSTchobanVoss»).
Сейчас по заказу компании RGI International ведется проектирование мини-города «В лесу»(другие участники проекта–«Assmann&Salomon», LANGHOF(Германия), ООО ТПО«Резерв», ведутся переговоры с Уильямом Олсопоми Mossinepartners»).
В Санкт-Петербурге полным ходом идет работа над проектом «Набережная Европы», разработанном командой под руководством Евгения Герасимова (бюро«Евгений Герасимов и партнеры») и Сергея Чобана и победившем в представительном международном конкурсе. По инициативе авторов к участию в разработке проекта приглашены 10европейких архитектурных бюро, которые вместе с авторами концепции ведут работу над проектами отдельных зданий в рамках единого мастер-плана. Это:Paolo Desideri, ABDR Architetti Associati; Hilmer & Sattler und Albrecht; Rob Krier&Christoph Kohl Architekten; Christoph Langhof; Johanne Nalbach, Nalbach + Nalbach Gesellschaft von Architekten mbH; Ortner & Ortner; Patzschke Planungsgesellschaft mbH; Erick van Egeraat; Cino Zucchi Architetti; Kahlfeldt Architekten Ges. Von Architekten mbH.
Интересным и, безусловно, успешным экспериментом коллективного проектирования стал для бюро SPEECH Чобан&Кузнецов Проект «Фабрика Россия», созданный в 2010 г. для российского павильона на XII Архитектурной Биеннале в Венеции. Это концепция возрождения малых городов России на примере города Вышний Волочек, разработанная кураторами экспозиции Сергеем Чобаном, Павлом Хорошиловым и Григорием Ревзиным. Проект предполагал реконструкцию нескольких полуразрушенных заводов и фабрик в центральной части города, с целью создания новых рабочих мест и привлечения туристов. Отдельные проекты разрабатывались од ной из пяти команд: ТПО «Резерв», «Скуратов architects», «Студия 44», «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH Чобан&Кузнецов.
Каждая из них была в праве решать поставленную задачу реконструкции своими способами и в своем ключе. В результате возникла полифоническая картина видоизменения города, в которой множественность решений только подчеркивает их актуальность.
Выставочная деятельность, а Проект «Фабрика Россия» не был единственным опытом бюро SPEECH Чобан&Кузнецов в этой области (в 2009 на Зодчестве был показан проект «(Не) прикосновенный запас», в Берлинской галерее «Aedes Land» выставка «Новая жизнь Сретенки»,
Подготовленная вместе с Еленой Никулиной при поддержке компании RGI), равно как и издательская (руководители бюро создали архитектурный журнал – альманах speech) и лекционная деятельность естественным образом продолжают проектную практику бюро. Их философия позволяет ввестив круг профессиональных интересов широкий спектр вопросов и тем: от историко-градостроительных исследований до искусства архитектурной графики. Последней С. Чобани С. Кузнецов увлечены самозабвенно, настолько, что с завидной регулярностью совершают совместные вылазки на пленер, собственноручно «взламывая» зашифрованные коды гармонии красивейших городов и зданий мира и украшая добытыми «трофеями» стены переговорной в московском офисе.
Своими идеологией, своей фирменной «спичевской» триадой «комплексность-качество-долговечность», С. Чобани С. Кузнецов делятся каждый раз, когда читают лекцию или дают интервью. Они пытаются увлечь ею как можно большее количество профессионалов, видя в этом ключ к повышению общего уровня архитектуры в России и шанс для качественной трансформациис реды.
Ноэто «ноу-хау»–не секретная формула успеха, а рецепт тяжелейший работы, без скидок как себе, так и своим сотрудникам. Их метод работы, в котором традиции зодчества, восходящие еще к романским мастерам, точившим каменное узорочье, оживающее под солнцем и дождем, сплавлены с современными требованиями и навыками работы архитекторов, которые волей — неволей обязаны обладать умениями и знаниями художника, менеджера, инженера и психолога. И все для того, чтобы уметь делать самое главное в профессии–строить здания, красивые, качественные и долговечные. И эта практическая философия актуальна и востребована не только в России, но и на Западе. Неудивительно, что по прошествии всего лишь пяти лет бюро SPEECH Чобан&Кузнецов уверенно работает как на российском, так и на международном рынке, на практике доказав свою состоятельность в качестве высокопрофессиональной проектной команды полного цикла.
Интервью с руководящими партнерами бюро SPEECH Чобан&Кузнецов Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым
— Какие проблемы кажутся вам наиболее актуальными в современной российской архитектуре?
Сергей Чобан: С 50-х годов ХХ века прервалась традиция характерной для русской архитектуры деталировки – насыщенной, богатой, теплой. Из-за хрущевской политики борьбы с «излишествами» мы сегодня пришли к абсолютному забытью культуры работы с деталью,
равно как и к отсутствию понимания долговечной и хорошо стареющей, не только конструктивно, но и внешним обликом, архитектуры.
В сочетании с идеями модернистской архитектуры, понятой исключительно через формы, но не имеющей нужной деталировки и той качественной проработки, которую она со временем приобрела на Западе, а главное – в отсутствии технологий и бюджетов эта ситуация привела к деградации городской среды. Старый фонд разрушался, а новая субстанция, заполняющая возникающие лакуны, носила скорее павильонный, временный характер, не отличаясь ни качеством деталей, ни качеством материалов, ни исполнением. В результате в России у людей в корне подорвано доверие к тому, что делают современные архитекторы и строители. К нашему стыду самая посредственная среда, созданная 100 лет назад, сегодня выглядит лучше, стареет лучше, уважаема обывателями больше, в ней с большим желанием селятся и работают люди, чем в зданиях, построенных за последние 20-30 лет.
Понимание этого факта и невозможность с ним смириться, как мне кажется, и привело нас с Сергеем Кузнецовым к выводу, что необходимо возрождение традиций в отношении к поверхности здания, к единству здания от фасада до интерьера и дверной ручки, к культуре работы с материалами, способными выдержать больше чем 5, 10, 20 лет. Толь ко так можно начать заново формировать среду, архитектурный слой, который не будет временным, павильонным. Уверенность в необходимости этой миссии сплотила нас и сделала это возможным. Потому что осуществлять такие проекты – дело чрезвычайно затратное, не только для застройщиков, но и для нас, архитекторов. Одно дело – сделать какую-то проектную стадию «картонного» торгового центра, сдать ее и заработать деньги. И совсем другое – развивать такие проекты, как офисное здание на Ленинском проспекте, «Гранатный» или Стадион водных видов спорта в Казани, где каждая деталь дается с боем, каждый элемент стоит и нам больших денег, потому что разработать его в четыре раза сложнее и дольше, чем использовать обычную типовую деталь, пусть и выглядящую вполне современно. Мы осознанно жертвуем здесь и своим временем, и, в конце концов, своими коммерческими интересами, потому что считаем, что эти цели намного важнее.
— Как вы считаете, а рынок здесь готов к принятию таких принципов? Насколько ваши идеи востребованы?
Сергей Кузнецов:
Наши заказчики, в большинстве своем, выросли на той самой «интернациональной» и типовой архитектуре, о которой говорил Сергей. В результате у них практически не развито понимание качества архитектуры, качества городской среды. В последнее время люди все острее ощущают потребность в гармоничной, ансамблевой архитектуре. Но говорить о массовом принятии таких принципов рынком еще рано. Нужно и время, и серьезная работа большого количества членов всего профессионального сообщества, занятого в сфере недвижимости. По моему опыту, и рынок, и потребитель откликаются положительно на качественные предложения, но все это приходится буквально проталкивать через тяжелейшую стадию переговоров, убеждений и дискуссий, доказывая заказчику преимущества решений, требующих определенных бюджетных и временных ресурсов. Например, строительству офисного здания на Ленинском проспекте предшествовали месяцы дебатов. Сегодня все эти разговоры забыты. Заказчик очень доволен зданием и говорит, что согласен со всем, что мы предлагали. Но добиться, настоять на своем нам удалось лишь ценой колоссального нервного напряжения. Впрочем, другого пути, кроме как через тяжелый труд, нет.
— Разве подобная просветительская деятельность входит в профессиональные обязанности архитектора? Или это неотъемлемая часть работы в России, и здесь необходимо бороться с заказчиком, убеждать, проповедовать?
С. Ч.:
Бороться – нет, убеждать – да. Заказчик изначально, как правило, не понимает, какими средствами и силами создано то современное здание, которое ему понравилось, например, где-то за границей – в Гамбурге, Берлине, Пари же. Он может считать, что это не намного сложнее, чем построить те «киоски», которые мы видим здесь повсюду. Но качество, увиденное там, находится в прямой взаимосвязи с размером бюджета, сроками проектирования, качеством материалов, квалификацией рабочих, продуманностью всех шагов планирования, проектирования и строительства. И архитектору приходится объяснять заказчику, что именно предстоит сделать, сколько это стоит и сколько времени это займет. При чем не только по своей, архитектурной, части. Ведь качество работ обеспечивается не только тем, что и как мы проектируем, но и тем, кого мы привлекаем в качестве строителей, кого мы рекомендуем в качестве поставщиков. Чтобы спланировать, организовать весь процесс требуется не мало усилий и весь наш опыт, в том числе, и международный.
— Каковы отличительные особенности архитектуры бюро SPEECH Чобан&Кузнецов?
С. К.:
Для нас не существует вопроса, что бы такое нарисовать в проекте, чтобы сразу было видно, что это сделано нами. Мы поставили для себя приоритетом качество объекта и качество создаваемой среды. Именно за этим к нам идут заказчики. В рамках этого подхода мы стремимся достичь в каждом конкретном архитектурном элементе того уровня, который мы считаем правильным, интересным и красивым.
Когда ты делаешь то, что тебе самому нравится и согласуется с твоими принципами, то, даже не думая о том, как и кем это будет идентифицировано, твоя работа все равно будет узнана. Не важно, по каким критериям. Если все наши реализованные объекты выставить в ряд и сравнить со случайным набором каких-то других проектов, то будет очевидно, что эта подборка имеет некие отличительные особенности. Но не повторяющиеся клише, а единство подхода к работе.
С. Ч.:
Наш под ход – по глубине проработки, по накопленному опыту в работе с различными материалами и технологиями – сегодня достаточно редок на рынке. И если мы на этом пути станем повторяться на уровне простейших внешних черт, то мы превратим процесс архитектурного проектирования в процесс поточного производства однажды доведенной до совершенства модели. Если бы через 10-15 лет у нас в Москве появились бы 20 очень качественных в своей проработке объектов, то я бы считал трагическим тот факт, что они похожи друг на друга. Процесс создания архитектуры очень сильно зависит и от функций, и от места, для которого проектируется здание, поэтому он не может быть однотипным. Общий подход и качественный уровень решений должен быть всегда узнаваемым, а ответ на поставленные задачи всегда должен быть абсолютно индивидуальным.
— Вы полагаете, что подобный подход к работе с заказчиками и объектами может быть взят на вооружение и другими российскими проектными компаниями?
С. К.:
Если удастся распространить наш подход наиболее широкий круг – для начала хотя бы профессионалов – то мы сможем считать, что внесли посильный вклад в глобальный процесс формирования качественной среды обитания. Необходимо менять представления людей, демонстрировать, что существует иное понимание ткани города, иные инструменты для работы с ней. Конечно, изменения не наступят завтра, но сделать пару шагов в этом направлении было бы уже здорово. А если кто-то подхватит и разовьет дальше – еще лучше.
С. Ч.:
Мы были бы рады, если бы через 10 лет в таком ключе работало бы не 3-4 офиса по всей России, а 20-30. И это все вполне достижимо. Скорость, с которой качество строительства проникает в массовую застройку, может быть колоссальной. Достаточно посмотреть на застройку Парижа конца XIX – начала XX вв. или на российскую архитектуру 1930-1950-ых годов. Я считаю, что именно массовость внедрения работы с долговечными, качественными материалами приведет, в конце концов, к снижению расходов на них, к улучшению работы с ни ми. И это, в свою очередь, приведет к тому, что большее количество людей смогут использовать их в строительстве, а значит, изменится уровень формируемой среды.
В переговорной комнате просторного офиса архитектурного бюро Speech (полное название — «Speech Чобан & Кузнецов») на «Новослободской» по-музейному холодно. Высокие белые стены покрыты архитектурной графикой — старинные венецианские палаццо, готические соборы, часы на городских ратушах. «На одной стене развешаны мои работы, а на противоположной — Сергея Куз-нецова. До того как он стал главным архитектором, мы часто вместе ездили и много рисовали», — поясняет Сергей Чобан, сооснователь бюро, пожалуй, самый известный сегодня на Западе русский архитектор. На картинах ни одного современного здания, только условные изображения машин и пешеходов свидетельствуют о том, что рисунки были сделаны сейчас, а не в XIX веке. «Современная архитектура вас как художника не вдохновляет?» — «Рисунки современной архитектуры у меня тоже есть — например, в прошлом году я рисовал Бразилиа Оскара Нимейера. Но совершенно очевидно, что современная архитектура менее фотогенична. Она стареет хуже, проработанность деталей, сложный рельеф и патина в современной архитектуре отсутствуют — тут негде зацепиться карандашу или кисти».
Именно увлечение архитектурной графикой и сыграло решающую роль в причудливом развитии карьеры Чобана. Отучившись в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и поработав недолго у архитектора Фабрицкого, одного из создателей детского лагеря «Орленок», Чобан в тридцать лет решил уехать из страны. Это был 1991-й — голодное время для российских архитекторов и, напротив, эпоха строительного бума в Германии, так что Чобан целенаправленно стал искать пути переехать туда, где у него была бы возможность профессионально расти. К тому моменту практического архитектурного опыта у него почти не было, зато он организовал в Гамбурге выставку своих рисунков и бумажной архитектуры. Жить его поселили к председателю Гамбургского союза архитекторов, которой впоследствии и взял Чобана на работу в бюро NPS — чтобы он делал графические презентации проектов компании. Энергично принявшись за дело, архитектор, поначалу едва говоривший по-немецки, спустя три года уже возглавил берлинское отделение бюро и стал проектировать городские объекты (например, известный берлинский аттракцион — бизнес-центр «Дом Акваре» c 16-метровым аквариумом, через который можно прокатиться на лифте, и девятизальный кинотеатр Cubix на Александерплац). Вскоре компания, в доме начальника которой Чобан когда-то ютился, уже называлась NPS Tchoban Voss.
«Если заказать здание Захе Хадид, выход арендопригодных площадей будет 50%. А у Чобана — 75%»
В начале 2000-х, когда строительный бум наконец начался и в России, Чобан вернулся — в качестве проектировщика самого амбициозного московского проекта того времени, высочайшей в Европе башни «Федерация». «С 2000 года я бывал в России, смотрел, что тут строится, впечатления были сложные. Объекты, которые в то время тут строились, были, скажем так, специфическими, — о лужковском стиле Чобан отзывается крайне осторожно и политкорректно. — Но посмотрев на замысел башни «Федерация», я понял, что это мой шанс — вернуться в Россию с таким проектом было очень заманчиво».
Изначально башню планировал строить глава одной из мастерских института «Моспроект-2» Александр Асадов, но Сергей Полонский, хозяин проекта, уже тогда отличавшийся эксцентричным характером, захотел непременно западного архитектора. Тогда Асадов посоветовал встретиться в Германии с Чобаном. «С Сергеем я познакомился в Берлине — он время от времени принимал группы российских архитекторов и показывал нам все новинки архитектурного Берлина, рассказывал, как все устроено. Это тогда для нас была очень интересная, свежая и необычная информация, — рассказывает Асадов. — Когда коллеги Полонского сообщили, что у них в любом случае будет работать иностранный архи-тектор и что на поиски его они ездили в Америку, а теперь отправляются в Сингапур, я сказал: «Так далеко ехать не надо, есть гораздо ближе, в Берлине, архитектор, который все сделает и вас удовлетворит».
То было время, когда в Россию как раз начали приглашать западных архитектурных звезд — Эрика ван Эгерата, Доминика Перро и Нормана Фостера. Принято было верить, что они спасут Москву от постылой лужковской архитектуры, хотя в итоге построить им толком ничего не удалось. Возвращение Чобана в этом контексте выглядело особенно колоритно. «Все обсуждали, что он сейчас как придет и как всем тут покажет!» — вспоминает архитектор и архитектурный критик Кирилл Асс. Но вопреки ожиданиям Чобан не стал предлагать кричащие ультрасовременные проекты в духе западных звезд, а начал строить более чем сдержанно, с прозрачными историческими аллюзиями — применив западное качество, дорогие материалы и последние технологии по-консервативному аккуратно.
И коллеги, и заказчики это оценили. «Я работаю с Чобаном, поскольку считаю, что должен оставить после себя какой-то положительный след в образе города, а не строить уродские коробки, которые в основном производят строительные компании Петербурга, — говорит девелопер Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема», по заказу которого Чобан построил, в частности, остроумный «Дом Бенуа», покрытый репродукциями костюмов великого театрального художника. — В основном все местные архитекторы взрослые и потому сильно консервативные — у них вызывают отторжение мировые архитектурные тренды. А Чобан проектирует очень современно — и при этом от него можно получить рациональную архитектуру. Если заказать здание Захе Хадид, выход арендопригодных площадей будет 50 процентов. А у Чобана — 75».
Сам Чобан уверен, что основная проблема западных звезд в том, что они тут не живут, а значит, не могут влиять ежедневно на проектно-строительный процесс: «В Европе постоянное присутствие архитектора на стройке необязательно. Но в России у заказчиков и у градостроительных властей периодически возникают сомнения, желание что-то поменять, вплоть до архитектора, и потому контроль и неубывающая сила убеждения в том, что твои идеи правильные, здесь абсолютно необходимы. Когда смотришь в Москве и Петербурге на строительные шедевры былых времен, которые создавали западные архитекторы, то понимаешь, что это были никакие не звезды, а просто люди, посвятившие себя России».
Работа над «Федерацией» не только вернула Чобана на родину, но и подарила ему напарника. На проекте он стал сотрудничать с Сергеем Кузнецовым, бюро которого специализировалось на разработке трехмерной архитектурной компьютерной графики, — вместе они вскоре и организовали Speech. С этого момента все проекты бюро (к примеру, один из самых дорогих и изысканных жилых комплексов последних лет на Гранатном, 6, или офис «Новатэк» — первый российский дом, соответствующий европейским стандартам энергоэффективного проектирования) подписаны двумя фамилиями. И все многочисленные призы они теперь выходили получать вдвоем: длинный, сутулый петербуржский интеллигент Сергей Чобан и крепкий и невысокий Сергей Кузнецов, похожий скорее на молодого, амбициозного менеджера, чем на художника.
Однако год назад Кузнецов на самом деле превратился в менеджера — но уже государственного: в рамках собянинского омоложения кадров его назначили главным архитектором Москвы. Первым делом он провозгласил своей целью вернуть в Москву архитектурные конкурсы на городские объекты. «Юрий Михайлович провел в 90-х годах несколько конкурсов, но результаты его не удовлетворили, поэтому он довольно быстро окончательно переориентировался на практику прямых заказов московским ГУПам — крупным проектным институтам, оставшимся нам в наследство еще со сталинской эпохи, — поясняет Алексей Муратов, главный редактор архитектурного журнала «Проект Россия». — Сейчас одна из идей Кузнецова — вернуть в город принятую во всем мире практику конкурсных процедур».
Практика действительно вернулась. И в новых конкурсах стало с завидной частотой побеждать бюро Speech: так, Чобан выиграл право проектировать новый корпус Политехнического музея и фасад для нового корпуса Третьяковки. Формально конфликта интересов в этих победах нет: хотя имя Кузнецова по прежнему значится в полном названии бюро, по уверению его основателей, с тех пор как Кузнецов стал главным архитектором, доли в компании у него больше нет, и никакого участия в ее жизни он не принимает.
«Если бы конкурсы на городские объекты проводились и раньше — уверен, выигрывали бы мы примерно столько же. Мы один из ведущих офисов России, для нас это вполне естественный результат, как и для других бюро, честно выигрывающих в сегодняшних конкурсах, организуемых новым главным архитектором Москвы, — разъясняет Чобан. — То, что архитектура — вещь завязанная на связях, — это заблуждение! Я приехал в Германию и сумел успешно работать там. Какие у меня там были связи? Никаких. Возьмите мою работу в России: я организовал вместе с Сергеем свой офис, и через семь лет он стал одним из заметных архитектурных бюро в стране — где здесь связи? Наверное, кому-то легче сказать, что это был блат. В действительности если у человека есть способности в каком-то деле — он достигает успеха. Если нет — значит, нет. И все тут». Большинство коллег Чобана и Кузнецова признают, что если отрешиться от прошлых связей и смотреть на сами проекты бюро, победы Speech натянутыми не кажутся.
Вторая частая претензия коллег — Кузнецов не только организовывает архитектурные конкурсы на городские объекты, но и зачем-то сам возглавляет жюри: главный архитектор, который заказывает конкурсы, сам их возглавляет, а потом еще и сам выигрывает, может свою работу по реабилитации архитектурных конкурсов погубить. Сам Сергей Кузнецов от каких-либо комментариев, связанных с бюро Speech, отказался.
Лишившись партнера, Чобан не только оказался в положении вынужденного оправдываться за победы, но и должен был ограничить работу бюро над частью проектов. Однако на вопрос, будет ли искать нового напарника, отвечает однозначно: «Мне не нужны никакие напарники. У меня в Берлине три партнера, тут прекрасные руководители мастерских. Просто с Сергеем это был творческий союз высочайшего уровня — это была величайшая удача, что мы так совпали на какой-то срок. У меня есть партнеры, но напарника больше нет».
Взявшись за полдюжины городских строек в одиночку, теперь Чобан главным образом смотрит вон из Москвы. Отныне его цель — создать первый русский архитектурный бренд, успешный на Западе, а если говорить шире — повысить уровень всей российской архитектуры. Для этого он уже пять лет издает архитектурный журнал Speech на русском и английском, а с нового учебного года Чобан впервые в своей практике берет курс дипломников в архитектурной школе Евгения Асса «Марш». Для этого же он решил продвинуть свое русское бюро в Германии — причем конкурировать ему приходится со своим же бюро немецким: недавно Чобан под брендом Speech построил в Берлине свой частный музей архитектурной графики, который моментально заработал награду Iconic Awards и вызвал изрядный шум в прессе. Это и правда во многом миссионерский сюжет: Чобан разделяет архитектуру чисто функциональную и архитектуру как высокое искусство — и Speech, по его замыслу, на Западе должен заниматься только вторым. «Если в Берлине появляется задача сделать просто офисное здание на высоком уровне — я буду делать его в NPS Tchoban Voss. А компания Speech, надеюсь, получит знаковые объекты в области культуры. Скажу честно, я большой патриот нашей страны. Я здесь родился и вырос, она меня воспитала, — о своей сверхзадаче Чобан говорит особенно вдохновенно. — В России очень низкое качество архитектуры. По всей стране мы можем насчитать штук тридцать сравнительно сильных и интересных бюро — к примеру, в Берлине таких офисов, ежедневно конкурирующих друг с другом, порядка пятидесяти. Это притом что в Берлине население три миллиона против наших ста семидесяти. Как может страна с такой плотностью архитектурной мысли выйти на мировой рынок? Никак. Сейчас я хочу создать архитектурный бренд, который бы знали не только в России».
И это, конечно, в каком-то смысле очень по-нашему — что русскую культуру поднимает человек, которого еще несколько лет назад числили тут за немца.
- Макраме презентация к уроку по технологии на тему
- Сказ о рухнувших надеждах, или как я на собеседования ходила
- Опасные профессии Опасные и вредные профессии причины
- Моу яковцевская основная общеобразовательная школа Сценарий день птиц в школе
- Как производится окончательный расчёт при увольнении
- Закрыть ип так же просто, как и открыть Можно ли закрыть ИП с долгами
- Ежегодный отпуск – как взять, сколько должны заплатить отпускных?