Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Макраме презентация к уроку по технологии на тему
  • Сказ о рухнувших надеждах, или как я на собеседования ходила
  • Опасные профессии Опасные и вредные профессии причины
  • Моу яковцевская основная общеобразовательная школа Сценарий день птиц в школе
  • Как производится окончательный расчёт при увольнении
  • Закрыть ип так же просто, как и открыть Можно ли закрыть ИП с долгами
  • Компания спич. «Мне не нужны никакие напарники» Как Сергей Чобан стал самым успешным российским архитектором

    Компания спич. «Мне не нужны никакие напарники» Как Сергей Чобан стал самым успешным российским архитектором

    Эксперты составили топ-10 архитектурных бюро, проекты которых реализуются на первичном рынке жилой недвижимости в столице

    Фото: Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»

    Топ-10 самых востребованных архитекторов, жилые проекты которых представлены в Москве, возглавило архитектурное бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана. Суммарная жилая площадь реализуемых им в столице проектов — 1,93 млн кв. м (19 жилых комплексов), говорится в рейтинге риелторской компании «Метриум Групп». При составлении топ-10 аналитики компании подсчитали площадь квартир и апартаментов во всех проектах на первичном рынке Москвы и распределили эти объемы между мастерскими.

    На втором месте оказалось творческое производственное объединение «Резерв» Владимира Плоткина — по его проектам сегодня в Москве возводятся шесть комплексов (759,8 тыс. кв. м). Третье место занимает Архитектурное бюро Сергея Скуратова с шестью проектами общей площадью 415,6 тыс. кв. м.

    Суммарно на все мастерские из топ-10 рейтинга самых востребованных архитекторов приходится 54 жилых и апартаментных комплекса площадью 5,2 млн кв. м. Это чуть менее трети от общей жилой площади всех реализуемых сегодня на московском первичном рынке проектов, подсчитали в «Метриум Групп».

    В топ-10, помимо российских, вошли и западные компании. Пятое место в рейтинге заняло международное архитектурное бюро MLA+, которое разрабатывало концепцию нового масштабного жилого комплекса в массовом сегменте — микрорайона «Домашний». Его жилая площадь составляет 337 тыс. кв. м. Также в десятку вошли еще два зарубежных архбюро — Ricardo Bofill Taller de Arquietectura (Испания) и NBBJ (США).

    С каждым годом объектов, создаваемых именитыми зодчими в Москве, по оценке «Метриум Групп», становится все больше, в то время как типовые проекты оказываются в меньшинстве. Сегодня на рынке жилой недвижимости Москвы работают десятки архитектурных компаний. Среди них встречаются как старожилы, проектировавшие здания еще во времена Советского Союза, так и совсем юные мастерские под руководством молодых архитекторов. Кроме того, в последние годы к работе на столичном рынке жилья все чаще привлекаются мастера с мировым именем. И если раньше они проектировали лишь дорогие жилые комплексы, то сегодня создают проекты и в массовом сегменте, отмечается в рейтинге самых востребованных архбюро. «В ближайшие годы архитекторы будут играть ведущие роли в жилом девелопменте. Эта тенденция уже набирает обороты. Если еще недавно в массовом сегменте проекты от знаменитых архитектурных бюро встречались крайне редко, то сегодня признанные мастера начинают работать даже за пределами Москвы», — прогнозирует управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

    Архитектурное бюро

    Название проекта

    Класс проекта

    Тип жилья

    Площадь квартир/

    апартаментов, кв. м

    Суммарная площадь, кв. м

    «Сердце Столицы»

    Квартиры

    Апартаменты

    «Эталон-Сити»

    Квартиры

    «Царская площадь»

    Квартиры

    Апартаменты

    «Савеловский Сити»

    Апартаменты

    Квартиры

    Апартаменты

    «Пресня Сити»

    Апартаменты

    «ВТБ Арена Парк»

    Апартаменты

    «Город на реке Тушино — 2018»

    Апартаменты

    «Водный»

    Квартиры

    Апартаменты

    Atlantic Apartments

    Апартаменты

    «Родной город. Октябрьское поле»

    Квартиры

    «Фили Град»

    Квартиры

    Апартаменты

    «Искра-Парк»

    Апартаменты

    Квартиры

    Апартаменты

    Квартиры

    «Технопарк»

    Апартаменты

    «ЗИЛАРТ»

    Квартиры

    «Садовые кварталы»

    Квартиры

    ТПО «РЕЗЕРВ»

    «Триколор»

    Квартиры

    Апартаменты

    Квартиры

    «Город на реке-Тушино — 2018» (1-я очередь)

    Квартиры

    «Золотая Звезда»

    Квартиры

    «Наследие»

    Квартиры

    «Садовые кварталы»

    Квартиры

    Архитектурная мастерская

    Сергея Скуратова

    «Садовые кварталы»

    Квартиры

    AFI Residence Paveletskaya

    Квартиры

    «ЗИЛАРТ»

    Квартиры

    Квартиры

    «Арт Хаус»

    Квартиры

    «Дом на Бурденко»

    Квартиры

    «Остоженка»

    «Ривер Парк»

    Квартиры

    Квартиры

    «Садовые кварталы»

    Квартиры

    Квартиры

    «Кленовый DOM»

    Квартиры

    Апартаменты

    «Домашний»

    Квартиры

    Квартиры

    Апартаменты

    Апартаменты

    Квартиры

    Апартаменты

    Smolensky De Luxe

    Апартаменты

    Ricardo Bofill Taller

    de Arquietectura

    Квартиры

    Архитектурное бюро

    «На Мельникова»

    Квартиры

    Квартиры

    «Измайлово Лейн»

    Квартиры

    «Город Столиц»

    Апартаменты

    «Легенда Цветного»

    Квартиры

    «IQ-Квартал»

    Апартаменты

    Квартиры

    «Нахимовский, 21»

    Апартаменты

    Квартиры

    Апартаменты

    Апартаменты

    «Воробьев Дом»

    Квартиры

    «Гороховский, 12»

    Апартаменты

    «Карамель»

    Квартиры

    По данным «Метриум Групп»

    Сергей Велесевич

    Выставка, которая пройдет с 17 мая по 19 июня в Мультимедиа Арт музее, приурочена к десятилетию архитектурного бюро SPEECH. Созданное в 2006 году Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, оно стало одним из самых успешных в России, реализовав заметные проекты в России и за рубежом. Вход для участников - свободный.

    Среди них и масштабные градостроительные комплексы, и элегантные постройки с филигранно проработанными фасадами, и неординарные проекты в сфере выставочного дизайна. Впрочем, принцип многогранного отношения к профессии реализуется не только архитектуре: «Проект SPEECH» - это также участие в благотворительных программах, издательская деятельность, создание собственных архитектурных медиа.

    МФК Лотос. Алексей Народицкий

    Экспозиция разместится на двух этажах МАММ и представит наиболее известные постройки и проекты компании, а также арт-инсталляции и рисунки ее основателей. Основным средством представления работ станет архитектурная фотография - объекты SPEECH снимали лучшие как российские, так и зарубежные мастера этого жанра. Выразительные фотополотна и оригиналы рисунков дополнят видеоинтервью с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, библиотека медиа-проектов бюро, а также избранные макеты уже реализованных и строящихся зданий, изготовленные специально к выставке.

    SPEECH - архитектурное бюро, одна из крупнейших и наиболее успешных проектных организаций в России. Основано в 2006 году архитекторами Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Специализируется на проектировании зданий и комплексов разного функционального назначения, разработке градостроительных концепций, а также создании интерьерных решений. Проекты бюро SPEECH реализованы во многих городах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Нижнем Новгороде и др.), а также за рубежом (Берлин, Милан, Венеция, Минск и др.). В настоящий момент численность компании составляет порядка 200 человек, среди которых не только архитекторы, но и конструкторы, инженеры, менеджеры проектов: объединение в одной команде различных специалистов позволяет SPEECH разрабатывать комплексные решения и участвовать во всех стадиях работы над проектом любой сложности.

    Среди реализованных бюро проектов - жилой комплекс «Грюнвальд» в поселке Заречье (Подмосковье), офисное здание на Ленинском проспекте и жилой дом «Гранатный, 6», многофункциональный комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной и офисное здание на улице Кульнева в Москве, Дворец водных видов спорта в Казани, Микрогород «В лесу», бизнес-центр класса А «Пять морей» в Ростове-на-Дону, Главный медиацентр Олимпийских игр в Сочи, Павильон России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в Милане. В настоящий момент по проектам бюро SPEECH реализуются такие масштабные проекты, как многофункциональные комплексы «ВТБ Арена-парк», «Фили-Град» и «Эталон-Сити», стадионы ФК «Краснодар» (совместно с gmp international) и «Лужники» (реконструкция), Новый Музейный комплекс Государственной Третьяковской галереи и жилой комплекс «Сердце Столицы».

    В середине 2011 года исполнилось 5 лет бюро SPEECH Чобан&Кузнецов – компании, во многих отношениях выделяющейся в ряду ведущих архитектурных мастерских России. И дело не только и не столько в успешности бюро, которое уверенно преодолевает спад архитектурно — строительного рынка, сколько в причине этой успешности – собственной «спичевской» философии, пронизывающей проектную практику команды и ставшей основой для появления творческого тандема двух архитекторов – Сергея Чобана и Сергея Кузнецова.

    Бюро SPEECH Чобан&Кузнецов было образовано в результате длительного сотрудничества нескольких проектных компаний: возглавляемых Сергеем Чобаном берлинского офиса NPS TCHOBAN VOSS и его московского представительства «Чобан и партнеры» с мастерской «С.П.Проект», во главе которой стоял Сергей Кузнецов и его партнер Павел Шабуров.


    Сергей Чобан и Сергей Кузнецов. Фото: Наталья Коваленко.
    Для С.Чобана, уехавшего в Германию в 1992 г. и сделавшего там успешную карьеру, пройдя за три года путь от сотрудника nps («Nietz, Prasch, Sigl Architekten BDA», Гамбург), до партнера и руководителя филиального офиса бюро NPS TCHOBAN VOSS в Берлине, возвращение к работе в России было неизбежно.


    Жилой дом «Гранатный, 6», Москва. Фото: Алексей Народицкий.
    Объемы строительства в нашей стране, не в пример европейским, в новом тысячелетии били все рекорды. Архитектор, знающий российскую специфику и обладающий опытом западной проектной практики, не мог не быть здесь востребован. Началом «расширения на восток» стала победа в конкурсе на проект комплекса «Федерация» в Москва-Сити в 2003 году. Предложение архитекторов Сергея Чобана и Питера Швейгера – две башни, в форме парусов – было и остается едва ли не самым эффектным зданием, спроектированным для Сити. На волне интереса к этому проекту перед Сергеем раскрывались новые перспективы по расширению деятельности в России, для чего был необходим не просто филиал берлинского бюро, а нечто большее – полноценная компания, руководство которой С.Чобан мог бы разделить с партнером, чьи принципы и видение стратегии развития проектного бизнеса совпадали бы с его собственными.


    Вид на жилой дом с противоположной стороны Гранатного переулка.
    Фото: Алексей Народицкий.

    Жилой дом «Гранатный, 6»,
    Адрес: Россия, г. Москва, Гранатный переулок, 6.
    Гл. архитекторы проекта: А.Перлич, Ю.Котляр,
    В.Казуль, С. Арутюнов.
    Гл. инж. проекта: Л.Макухина.
    Архит. В.Шалявский, Т.Столяров, А.Козырева,
    А.Сокольникова.
    Заказчик: ООО «Сканклин-инвест».
    Общая площадь: 15 431 кв. м.
    Проектирование: 2004–2007 гг.
    Строительство: 2007–2011 гг.


    Ситуационный план.

    Жилой дом «Гранатный, 6» , концепция которого была вдохновлена работами знаменитого советского архитектора А. К. Бурова, неслучайно сравнивают c резной шкатулкой для драгоценностей. Достаточно лаконичная объемно-пространственная композиция из трех разновысоких корпусов, соединенных стеклянными вставками-переходами, лихвой компенсируется богатством внешней и внутренней отделки. Облицованные натуральным камнем (гранит и известняк) фасады дома практически сплошь покрыты резным узором, специально для этого проекта разработанного на основе исследований традиций византийской, древнерусской и старомосковской каменной резьбы.
    Каждый прототип использовался для оформления одного из трех корпусов. Для каждого элемента фасада (пилястры, простенка, подоконной части и перемычек) создан свой рисунок, отвечающий выбранному стилю. Те же мотивы использованы в дизайне стеклянных и кованых экранов, закрывающих нижнюю часть французских балконов. Подобная филигранная работа с долговечными материалами гарантирует, по мнению авторов, особую эстетическую выразительность фасадов здания, которая только усилится с течением времени и воздействием неблагоприятных городских условий. Отделка интерьеров общественных зон жилого комплекса так же решена в орнаментальном духе и с использованием натуральных материалов. Металл, стекло, камень и благородные породы дерева, украшенные узорами, создают внутри комплекса атмосферу роскоши. Неудивительно, что квартиры в этом доме были раскуплены еще на первом этапе строительства.

    Таким единомышленником стал для С.Чобана молодой архитектор Сергей Кузнецов, с 23 лет ведущий собственную проектную практику, а с 2003 г. выступающий как глава компании «С.П.Проект». Последняя, стартовавшая, как и многие другие в 2000-е, с интерьеров и загородных домов, активно развивалась, включая в сферу своих интересов городскую недвижимость. Параллельно с архитектурной деятельностью «С.П.Проект» специализировалось на создании трехмерных визуализаций, техническое и художественное качество которых за короткое время сделали бюро одним из лидеров на этом рынке. Первоначально сотрудничество С.Чобана и С.Кузнецова было сосредоточено именно в этой сфере, но постепенно оно стало распространяться и на область совместного проектирования.

    Плотная совместная работа на протяжении нескольких лет в начале 2000-х продемонстрировала, что между С.Чобаном и С.Кузнецовым существует взаимопонимание на многих уровнях, и их тандем не просто жизнеспособен, а чрезвычайно перспективен.
    Объединение давало новой компании ряд преимуществ: увеличение объемов и масштабов работы, внедрение современных западных методик и стандартов проектирования, отсутствие необходимости завоевывать авторитет и создавать с нуля имидж компании, сочетание динамизма и энергичности молодой российской команды с методичностью и умением работать в рыночных условиях немецких партнеров, а также–возможность развиваться одновременно в России и на Западе.


    Ситуационный план.

    Офисное здание на Ленинском проспекте
    Авторы проекта: С.Чобан, С.Кузнецов.
    Гл. архитектор проекта: С. Кузнецов.
    Гл. инж. проекта: Л. Макухина.
    Архит. А Перлич, Т.Варюхина, А.Козырева,
    Т.Локтева, Е.Муринец.
    Генподрядчики: MNR Bau und Bauberatungs
    Ges.mbH (Австрия),
    РД Констракшн Менеджмент (Россия).
    Общая площадь: 16 253 кв.м.
    Проектирование: 2005–2009 гг.
    Ситуационный план. Строительство: 2008–2011 гг.


    Вид на офисное здание со стороны Ленинского проспекта. Фото: Илья Иванов.

    Существенным и, одновременно, нестандартным плюсом стал отказ от жесткого деления функций и обязанностей между партнерами. Все функции руководителя мастерской (и административные, и творческие) были в равной степени разделены между С.Чобаном и С.Кузнецовым. Но там, где, на первый взгляд, мог скрываться источник проблем, на деле сработал обратный эффект. Два архитектора, два ярко выраженных лидера, при этом различающихся по возрасту и жизненному опыту, смогли выстроить систему взаимоотношений и руководства своей компанией так, что их разность работает на результат и служит стимулом для постоянного развития. А единая система ценностей и приоритетов в профессии выступает как общий знаменатель, как основа для взаимозаменяемости во всех аспектах деятельности компании.
    В основе этой системы лежат несколько принципов, которые руководители бюро SPEECH Чобан&Кузнецов искренне и последовательно исповедуют сами и активно прививают своим сотрудникам. Их можно сформулировать как комплексность, качество и долговечность.
    Первый принцип–это методика ведения проекта одной командой «от и до». То есть от градостроительных исследований, через скрупулезную проработку всех стадий проектирования и контроль за его реализацией, до разработки оригинальных деталей интерьера, продолжающих и развивающих основную выразительную идею здания.
    Второй принцип–это постоянное стремление к максимально возможному качеству: качеству проекта, качеству материалов, качеству исполнения. Причем этот принцип бюро в равной степени применим как на дорогостоящих проектах, так и на объектах с ограниченным бюджетом. Все дело в изначальной установке, определяемой вместе с заказчиком, и в правильном распределении средств. С.Чобан и С.Кузнецов, «страдающие», каждый по-своему, крайней стадией перфекционизма, ухитряются заражать этим «вирусом» даже заказчиков, весьма далеких от немотивированного экономически стремления к совершенству.
    Третий принцип–это отказ от создания архитектуры временной, или, как ее называют сами руководители бюро SPEECH Чобан&Кузнецов, «павильонной». Для них ключевое значение в определении качества архитектуры имеет специфика ее взаимодействия со временем, под которой подразумевается эстетичность процесса старения здания, неразрушающего или компрометирующего изначальный замысел, а на оборот, привносящих в него особое качество, дух истинности, формирующий культурный слой материального мира, окружающего человека. Течение времени может подарить зданию новую ценность и красоту, а может привести к его полной деградации, когда необоснованная экономия на этапе проектирования и строительства оборачивается скоропостижным обветшанием здания, особенно катастрофически заметным на фасадах.
    Помимо материального старения большое значение имеет устаревание стилистическое и художественное, при котором архитектура, еще недавно казавшаяся острой и актуальной, по прошествии небольшого промежутка времени уже воспринимается как комичная и неуместная. Единственный путь для создания архитектуры долговечной, который вывели для себя руководители бюро SPEECH Чобан&Кузнецов – тщательная работа по осмыслению среды и создание объектов, отвечающих ее потребностям, а возможно, даже лечащих какие-то ее проблемы. К этому добавляется разработка оригинальных деталей и форм, продиктованных немодными веяниями, а образом здания и духом места, а так же максимальное использование материалов, способных противостоять разрушительному влиянию времени и климата.
    Все эти принципы, на первый взгляд, не имеют ничего общего с реалиями современного архитектурно-строительного рынка России, на котором идеология снижения затрат и сроков на разработку проекта давно вытеснили из обихода термины «качество» и «культура детали». В этих условиях декларация принципов работы бюро SPEECH Чобан&Кузнецов может показаться утопией, отдающей архитектурным снобизмом, чреватым выдавливанием бюро в лучшем случае, в узкий сегмент элитарной архитектуры. Эта позиция, при всей своей престижности, вряд ли могла позволить бюро столь активно развиваться на российском и международном рынках. Но реальность опровергла эти скептические прогнозы.
    Начинаяс2006г., не только принципы, но и проекты, разработанные на их основе архитекторами бюро SPEECH Чобан&Кузнецов, оказались чрезвычайно востребованы.
    С первых дней функционирования бюро планомерно увеличивался диапазон, масштабы и количество проектов, а так же расширялась их география. Уже в 2009г., т.е. через 2,5 года после создания, портфолио бюро состояло из более30 проектов, выполненных для Москвы, Санкт-Петербурга, городов России и СНГ, включая загородные поселки, спортивные и культурные объекты, гостиничные, жилые и офисные комплексы, а так же градостроительные концепции.
    Стартовая динамика развития бюро была такова, что позволила преодолеть кризис 2008 года, почти без потерь. Конечно, некоторая часть проектов была заморожена, а количество сотрудников ненадолго уменьшилось, но сами руководители бюро оценивают произошедшие изменения как положительные. Состав проектного портфеля стал более реалистичным, а сокращение числа идущих одновременно проектов позволило сохранить и даже повысить «фирменное» качество проектирования.
    Его уровень, заданный и настойчиво внедряемый С. Чобаном и С. Кузнецовым, предусматривал доскональную проработку всех элементов будущего здания. Даже в ситуации, когда речь шла всего лишь о стадии «Проект», к процессу привлекались специалисты, которые, обычно, бывают задействованы только на этапе рабочего проектирования: консультанты по фасадам, по климатическим характеристикам, уникальным кровлям и т.д. А все решения разрабатывались так же тщательно, как если бы речь шла о «рабочке». Этот достаточно жесткий способ профессиональной инициации молодых архитекторов позволил основателям бюро за непродолжительное время собрать команду единомышленников, сформировать стандарт работы бюро, привить сотрудникам навыки реального проектирования, накопить и постоянно расширять базу применяемых деталей, узлов, технологий и материалов.
    Результатом такого подхода уже стали несколько реализованных проектов, каждый из которых задал в своем сегменте новые стандарты проектных и строительных решений, не уступающих уровню современной европейской архитектуры. Это три комплекса, различающихся по стилистике, но сходных по качеству работы с высококлассными материалами и современными технологиями: офисное здание на Ленинском проспекте,
    жилой дом «Гранатный, 6»в одноименном переулке Москвы и многофункциональный деловой комплекс с головнымо фисом ОАО «Банк Санкт-Петербург» в Петербурге.
    Одновременно с разработкой и реализацией отдельных объектов бюро SPEECH Чобан&Кузнецов в своих градостроительных и крупных проектах начало внедрять необычную командную систему работы и приглашать к участию в работе над масштабными, много элементными комплексами несколько проектных компаний. Так, чтобы каждая сделала проект отдельного здания, а вместе они образовали бы единый ансамбль. Тут важно отметить, что ресурсов бюро SPEECH Чобан&Кузнецов более чем достаточно, чтобы справиться с любой, даже весьма масштабной задачей. Но позитивный опыт консолидации и приоритета архитектурного качества поставили для руководителей SPEEC на первый план качество итогового результата работы, от вариабельности в рамках единой концепции которого зависит гармоничность создаваемой среды. Бюро SPEECH Чобан&Кузнецов активно приглашает к совместной работе ведущие архитектурные команды России и мира. Поэтому принципу в Подмосковье уже построен жилой комплекс «Грюнвальд» (концепция–совместно с бюро «Остоженка», проекты домов–«Остоженка», «Проект-Меганом» и «Mossinepartners», «Assmann&Salomon» и «NPSTchobanVoss»).
    Сейчас по заказу компании RGI International ведется проектирование мини-города «В лесу»(другие участники проекта–«Assmann&Salomon», LANGHOF(Германия), ООО ТПО«Резерв», ведутся переговоры с Уильямом Олсопоми Mossinepartners»).
    В Санкт-Петербурге полным ходом идет работа над проектом «Набережная Европы», разработанном командой под руководством Евгения Герасимова (бюро«Евгений Герасимов и партнеры») и Сергея Чобана и победившем в представительном международном конкурсе. По инициативе авторов к участию в разработке проекта приглашены 10европейких архитектурных бюро, которые вместе с авторами концепции ведут работу над проектами отдельных зданий в рамках единого мастер-плана. Это:Paolo Desideri, ABDR Architetti Associati; Hilmer & Sattler und Albrecht; Rob Krier&Christoph Kohl Architekten; Christoph Langhof; Johanne Nalbach, Nalbach + Nalbach Gesellschaft von Architekten mbH; Ortner & Ortner; Patzschke Planungsgesellschaft mbH; Erick van Egeraat; Cino Zucchi Architetti; Kahlfeldt Architekten Ges. Von Architekten mbH.
    Интересным и, безусловно, успешным экспериментом коллективного проектирования стал для бюро SPEECH Чобан&Кузнецов Проект «Фабрика Россия», созданный в 2010 г. для российского павильона на XII Архитектурной Биеннале в Венеции. Это концепция возрождения малых городов России на примере города Вышний Волочек, разработанная кураторами экспозиции Сергеем Чобаном, Павлом Хорошиловым и Григорием Ревзиным. Проект предполагал реконструкцию нескольких полуразрушенных заводов и фабрик в центральной части города, с целью создания новых рабочих мест и привлечения туристов. Отдельные проекты разрабатывались од ной из пяти команд: ТПО «Резерв», «Скуратов architects», «Студия 44», «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH Чобан&Кузнецов.
    Каждая из них была в праве решать поставленную задачу реконструкции своими способами и в своем ключе. В результате возникла полифоническая картина видоизменения города, в которой множественность решений только подчеркивает их актуальность.
    Выставочная деятельность, а Проект «Фабрика Россия» не был единственным опытом бюро SPEECH Чобан&Кузнецов в этой области (в 2009 на Зодчестве был показан проект «(Не) прикосновенный запас», в Берлинской галерее «Aedes Land» выставка «Новая жизнь Сретенки»,
    Подготовленная вместе с Еленой Никулиной при поддержке компании RGI), равно как и издательская (руководители бюро создали архитектурный журнал – альманах speech) и лекционная деятельность естественным образом продолжают проектную практику бюро. Их философия позволяет ввестив круг профессиональных интересов широкий спектр вопросов и тем: от историко-градостроительных исследований до искусства архитектурной графики. Последней С. Чобани С. Кузнецов увлечены самозабвенно, настолько, что с завидной регулярностью совершают совместные вылазки на пленер, собственноручно «взламывая» зашифрованные коды гармонии красивейших городов и зданий мира и украшая добытыми «трофеями» стены переговорной в московском офисе.
    Своими идеологией, своей фирменной «спичевской» триадой «комплексность-качество-долговечность», С. Чобани С. Кузнецов делятся каждый раз, когда читают лекцию или дают интервью. Они пытаются увлечь ею как можно большее количество профессионалов, видя в этом ключ к повышению общего уровня архитектуры в России и шанс для качественной трансформациис реды.
    Ноэто «ноу-хау»–не секретная формула успеха, а рецепт тяжелейший работы, без скидок как себе, так и своим сотрудникам. Их метод работы, в котором традиции зодчества, восходящие еще к романским мастерам, точившим каменное узорочье, оживающее под солнцем и дождем, сплавлены с современными требованиями и навыками работы архитекторов, которые волей — неволей обязаны обладать умениями и знаниями художника, менеджера, инженера и психолога. И все для того, чтобы уметь делать самое главное в профессии–строить здания, красивые, качественные и долговечные. И эта практическая философия актуальна и востребована не только в России, но и на Западе. Неудивительно, что по прошествии всего лишь пяти лет бюро SPEECH Чобан&Кузнецов уверенно работает как на российском, так и на международном рынке, на практике доказав свою состоятельность в качестве высокопрофессиональной проектной команды полного цикла.

    Интервью с руководящими партнерами бюро SPEECH Чобан&Кузнецов Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым

    — Какие проблемы кажутся вам наиболее актуальными в современной российской архитектуре?
    Сергей Чобан: С 50-х годов ХХ века прервалась традиция характерной для русской архитектуры деталировки – насыщенной, богатой, теплой. Из-за хрущевской политики борьбы с «излишествами» мы сегодня пришли к абсолютному забытью культуры работы с деталью,
    равно как и к отсутствию понимания долговечной и хорошо стареющей, не только конструктивно, но и внешним обликом, архитектуры.
    В сочетании с идеями модернистской архитектуры, понятой исключительно через формы, но не имеющей нужной деталировки и той качественной проработки, которую она со временем приобрела на Западе, а главное – в отсутствии технологий и бюджетов эта ситуация привела к деградации городской среды. Старый фонд разрушался, а новая субстанция, заполняющая возникающие лакуны, носила скорее павильонный, временный характер, не отличаясь ни качеством деталей, ни качеством материалов, ни исполнением. В результате в России у людей в корне подорвано доверие к тому, что делают современные архитекторы и строители. К нашему стыду самая посредственная среда, созданная 100 лет назад, сегодня выглядит лучше, стареет лучше, уважаема обывателями больше, в ней с большим желанием селятся и работают люди, чем в зданиях, построенных за последние 20-30 лет.
    Понимание этого факта и невозможность с ним смириться, как мне кажется, и привело нас с Сергеем Кузнецовым к выводу, что необходимо возрождение традиций в отношении к поверхности здания, к единству здания от фасада до интерьера и дверной ручки, к культуре работы с материалами, способными выдержать больше чем 5, 10, 20 лет. Толь ко так можно начать заново формировать среду, архитектурный слой, который не будет временным, павильонным. Уверенность в необходимости этой миссии сплотила нас и сделала это возможным. Потому что осуществлять такие проекты – дело чрезвычайно затратное, не только для застройщиков, но и для нас, архитекторов. Одно дело – сделать какую-то проектную стадию «картонного» торгового центра, сдать ее и заработать деньги. И совсем другое – развивать такие проекты, как офисное здание на Ленинском проспекте, «Гранатный» или Стадион водных видов спорта в Казани, где каждая деталь дается с боем, каждый элемент стоит и нам больших денег, потому что разработать его в четыре раза сложнее и дольше, чем использовать обычную типовую деталь, пусть и выглядящую вполне современно. Мы осознанно жертвуем здесь и своим временем, и, в конце концов, своими коммерческими интересами, потому что считаем, что эти цели намного важнее.

    — Как вы считаете, а рынок здесь готов к принятию таких принципов? Насколько ваши идеи востребованы?
    Сергей Кузнецов:
    Наши заказчики, в большинстве своем, выросли на той самой «интернациональной» и типовой архитектуре, о которой говорил Сергей. В результате у них практически не развито понимание качества архитектуры, качества городской среды. В последнее время люди все острее ощущают потребность в гармоничной, ансамблевой архитектуре. Но говорить о массовом принятии таких принципов рынком еще рано. Нужно и время, и серьезная работа большого количества членов всего профессионального сообщества, занятого в сфере недвижимости. По моему опыту, и рынок, и потребитель откликаются положительно на качественные предложения, но все это приходится буквально проталкивать через тяжелейшую стадию переговоров, убеждений и дискуссий, доказывая заказчику преимущества решений, требующих определенных бюджетных и временных ресурсов. Например, строительству офисного здания на Ленинском проспекте предшествовали месяцы дебатов. Сегодня все эти разговоры забыты. Заказчик очень доволен зданием и говорит, что согласен со всем, что мы предлагали. Но добиться, настоять на своем нам удалось лишь ценой колоссального нервного напряжения. Впрочем, другого пути, кроме как через тяжелый труд, нет.

    — Разве подобная просветительская деятельность входит в профессиональные обязанности архитектора? Или это неотъемлемая часть работы в России, и здесь необходимо бороться с заказчиком, убеждать, проповедовать?
    С. Ч.:
    Бороться – нет, убеждать – да. Заказчик изначально, как правило, не понимает, какими средствами и силами создано то современное здание, которое ему понравилось, например, где-то за границей – в Гамбурге, Берлине, Пари же. Он может считать, что это не намного сложнее, чем построить те «киоски», которые мы видим здесь повсюду. Но качество, увиденное там, находится в прямой взаимосвязи с размером бюджета, сроками проектирования, качеством материалов, квалификацией рабочих, продуманностью всех шагов планирования, проектирования и строительства. И архитектору приходится объяснять заказчику, что именно предстоит сделать, сколько это стоит и сколько времени это займет. При чем не только по своей, архитектурной, части. Ведь качество работ обеспечивается не только тем, что и как мы проектируем, но и тем, кого мы привлекаем в качестве строителей, кого мы рекомендуем в качестве поставщиков. Чтобы спланировать, организовать весь процесс требуется не мало усилий и весь наш опыт, в том числе, и международный.

    — Каковы отличительные особенности архитектуры бюро SPEECH Чобан&Кузнецов?
    С. К.:
    Для нас не существует вопроса, что бы такое нарисовать в проекте, чтобы сразу было видно, что это сделано нами. Мы поставили для себя приоритетом качество объекта и качество создаваемой среды. Именно за этим к нам идут заказчики. В рамках этого подхода мы стремимся достичь в каждом конкретном архитектурном элементе того уровня, который мы считаем правильным, интересным и красивым.
    Когда ты делаешь то, что тебе самому нравится и согласуется с твоими принципами, то, даже не думая о том, как и кем это будет идентифицировано, твоя работа все равно будет узнана. Не важно, по каким критериям. Если все наши реализованные объекты выставить в ряд и сравнить со случайным набором каких-то других проектов, то будет очевидно, что эта подборка имеет некие отличительные особенности. Но не повторяющиеся клише, а единство подхода к работе.
    С. Ч.: Наш под ход – по глубине проработки, по накопленному опыту в работе с различными материалами и технологиями – сегодня достаточно редок на рынке. И если мы на этом пути станем повторяться на уровне простейших внешних черт, то мы превратим процесс архитектурного проектирования в процесс поточного производства однажды доведенной до совершенства модели. Если бы через 10-15 лет у нас в Москве появились бы 20 очень качественных в своей проработке объектов, то я бы считал трагическим тот факт, что они похожи друг на друга. Процесс создания архитектуры очень сильно зависит и от функций, и от места, для которого проектируется здание, поэтому он не может быть однотипным. Общий подход и качественный уровень решений должен быть всегда узнаваемым, а ответ на поставленные задачи всегда должен быть абсолютно индивидуальным.
    — Вы полагаете, что подобный подход к работе с заказчиками и объектами может быть взят на вооружение и другими российскими проектными компаниями?
    С. К.:
    Если удастся распространить наш подход наиболее широкий круг – для начала хотя бы профессионалов – то мы сможем считать, что внесли посильный вклад в глобальный процесс формирования качественной среды обитания. Необходимо менять представления людей, демонстрировать, что существует иное понимание ткани города, иные инструменты для работы с ней. Конечно, изменения не наступят завтра, но сделать пару шагов в этом направлении было бы уже здорово. А если кто-то подхватит и разовьет дальше – еще лучше.
    С. Ч.: Мы были бы рады, если бы через 10 лет в таком ключе работало бы не 3-4 офиса по всей России, а 20-30. И это все вполне достижимо. Скорость, с которой качество строительства проникает в массовую застройку, может быть колоссальной. Достаточно посмотреть на застройку Парижа конца XIX – начала XX вв. или на российскую архитектуру 1930-1950-ых годов. Я считаю, что именно массовость внедрения работы с долговечными, качественными материалами приведет, в конце концов, к снижению расходов на них, к улучшению работы с ни ми. И это, в свою очередь, приведет к тому, что большее количество людей смогут использовать их в строительстве, а значит, изменится уровень формируемой среды.

    В переговорной комнате просторного офиса архитектурного бюро Speech (полное название — «Speech Чобан & Кузнецов») на «Новослободской» по-музейному холодно. Высокие белые стены покрыты архитектурной графикой — старинные венецианские палаццо, готические соборы, часы на городских ратушах. «На одной стене развешаны мои работы, а на противоположной — Сергея Куз-нецова. До того как он стал главным архитектором, мы часто вместе ездили и много рисовали», — поясняет Сергей Чобан, сооснователь бюро, пожалуй, самый известный сегодня на Западе русский архитектор. На картинах ни одного современного здания, только условные изображения машин и пешеходов свидетельствуют о том, что рисунки были сделаны сейчас, а не в XIX веке. «Современная архитектура вас как художника не вдохновляет?» — «Рисунки современной архитектуры у меня тоже есть — например, в прошлом году я рисовал Бразилиа Оскара Нимейера. Но совершенно очевидно, что современная архитектура менее фотогенична. Она стареет хуже, проработанность деталей, сложный рельеф и патина в современной архитектуре отсутствуют — тут негде зацепиться карандашу или кисти».

    Именно увлечение архитектурной графикой и сыграло решающую роль в причудливом развитии карьеры Чобана. Отучившись в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и поработав недолго у архитектора Фабрицкого, одного из создателей детского лагеря «Орленок», Чобан в тридцать лет решил уехать из страны. Это был 1991-й — голодное время для российских архитекторов и, напротив, эпоха строительного бума в Германии, так что Чобан целенаправленно стал искать пути переехать туда, где у него была бы возможность профессионально расти. К тому моменту практического архитектурного опыта у него почти не было, зато он организовал в Гамбурге выставку своих рисунков и бумажной архитектуры. Жить его поселили к председателю Гамбургского союза архитекторов, которой впоследствии и взял Чобана на работу в бюро NPS — чтобы он делал графические презентации проектов компании. Энергично принявшись за дело, архитектор, поначалу едва говоривший по-немецки, спустя три года уже возглавил берлинское отделение бюро и стал проектировать городские объекты (например, известный берлинский аттракцион — бизнес-центр «Дом Акваре» c 16-метровым аквариумом, через который можно прокатиться на лифте, и девятизальный кинотеатр Cubix на Александерплац). Вскоре компания, в доме начальника которой Чобан когда-то ютился, уже называлась NPS Tchoban Voss.

    «Если заказать здание Захе Хадид, выход арендопригодных площадей будет 50%. А у Чобана — 75%»

    В начале 2000-х, когда строительный бум наконец начался и в России, Чобан вернулся — в качестве проектировщика самого амбициозного московского проекта того времени, высочайшей в Европе башни «Федерация». «С 2000 года я бывал в России, смотрел, что тут строится, впечатления были сложные. Объекты, которые в то время тут строились, были, скажем так, специфическими, — о лужковском стиле Чобан отзывается крайне осторожно и политкорректно. — Но посмотрев на замысел башни «Федерация», я понял, что это мой шанс — вернуться в Россию с таким проектом было очень заманчиво».

    Изначально башню планировал строить глава одной из мастерских института «Моспроект-2» Александр Асадов, но Сергей Полонский, хозяин проекта, уже тогда отличавшийся эксцентричным характером, захотел непременно западного архитектора. Тогда Асадов посоветовал встретиться в Германии с Чобаном. «С Сергеем я познакомился в Берлине — он время от времени принимал группы российских архитекторов и показывал нам все новинки архитектурного Берлина, рассказывал, как все устроено. Это тогда для нас была очень интересная, свежая и необычная информация, — рассказывает Асадов. — Когда коллеги Полонского сообщили, что у них в любом случае будет работать иностранный архи-тектор и что на поиски его они ездили в Америку, а теперь отправляются в Сингапур, я сказал: «Так далеко ехать не надо, есть гораздо ближе, в Берлине, архитектор, который все сделает и вас удовлетворит».

    То было время, когда в Россию как раз начали приглашать западных архитектурных звезд — Эрика ван Эгерата, Доминика Перро и Нормана Фостера. Принято было верить, что они спасут Москву от постылой лужковской архитектуры, хотя в итоге построить им толком ничего не удалось. Возвращение Чобана в этом контексте выглядело особенно колоритно. «Все обсуждали, что он сейчас как придет и как всем тут покажет!» — вспоминает архитектор и архитектурный критик Кирилл Асс. Но вопреки ожиданиям Чобан не стал предлагать кричащие ультрасовременные проекты в духе западных звезд, а начал строить более чем сдержанно, с прозрачными историческими аллюзиями — применив западное качество, дорогие материалы и последние технологии по-консервативному аккуратно.


    И коллеги, и заказчики это оценили. «Я работаю с Чобаном, поскольку считаю, что должен оставить после себя какой-то положительный след в образе города, а не строить уродские коробки, которые в основном производят строительные компании Петербурга, — говорит девелопер Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема», по заказу которого Чобан построил, в частности, остроумный «Дом Бенуа», покрытый репродукциями костюмов великого театрального художника. — В основном все местные архитекторы взрослые и потому сильно консервативные — у них вызывают отторжение мировые архитектурные тренды. А Чобан проектирует очень современно — и при этом от него можно получить рациональную архитектуру. Если заказать здание Захе Хадид, выход арендопригодных площадей будет 50 процентов. А у Чобана — 75».

    Сам Чобан уверен, что основная проблема западных звезд в том, что они тут не живут, а значит, не могут влиять ежедневно на проектно-строительный процесс: «В Европе постоянное присутствие архитектора на стройке необязательно. Но в России у заказчиков и у градостроительных властей периодически возникают сомнения, желание что-то поменять, вплоть до архитектора, и потому контроль и неубывающая сила убеждения в том, что твои идеи правильные, здесь абсолютно необходимы. Когда смотришь в Москве и Петербурге на строительные шедевры былых времен, которые создавали западные архитекторы, то понимаешь, что это были никакие не звезды, а просто люди, посвятившие себя России».

    Работа над «Федерацией» не только вернула Чобана на родину, но и подарила ему напарника. На проекте он стал сотрудничать с Сергеем Кузнецовым, бюро которого специализировалось на разработке трехмерной архитектурной компьютерной графики, — вместе они вскоре и организовали Speech. С этого момента все проекты бюро (к примеру, один из самых дорогих и изысканных жилых комплексов последних лет на Гранатном, 6, или офис «Новатэк» — первый российский дом, соответствующий европейским стандартам энергоэффективного проектирования) подписаны двумя фамилиями. И все многочисленные призы они теперь выходили получать вдвоем: длинный, сутулый петербуржский интеллигент Сергей Чобан и крепкий и невысокий Сергей Кузнецов, похожий скорее на молодого, амбициозного менеджера, чем на художника.

    Однако год назад Кузнецов на самом деле превратился в менеджера — но уже государственного: в рамках собянинского омоложения кадров его назначили главным архитектором Москвы. Первым делом он провозгласил своей целью вернуть в Москву архитектурные конкурсы на городские объекты. «Юрий Михайлович провел в 90-х годах несколько конкурсов, но результаты его не удовлетворили, поэтому он довольно быстро окончательно переориентировался на практику прямых заказов московским ГУПам — крупным проектным институтам, оставшимся нам в наследство еще со сталинской эпохи, — поясняет Алексей Муратов, главный редактор архитектурного журнала «Проект Россия». — Сейчас одна из идей Кузнецова — вернуть в город принятую во всем мире практику конкурсных процедур».

    Практика действительно вернулась. И в новых конкурсах стало с завидной частотой побеждать бюро Speech: так, Чобан выиграл право проектировать новый корпус Политехнического музея и фасад для нового корпуса Третьяковки. Формально конфликта интересов в этих победах нет: хотя имя Кузнецова по прежнему значится в полном названии бюро, по уверению его основателей, с тех пор как Кузнецов стал главным архитектором, доли в компании у него больше нет, и никакого участия в ее жизни он не принимает.

    «Если бы конкурсы на городские объекты проводились и раньше — уверен, выигрывали бы мы примерно столько же. Мы один из ведущих офисов России, для нас это вполне естественный результат, как и для других бюро, честно выигрывающих в сегодняшних конкурсах, организуемых новым главным архитектором Москвы, — разъясняет Чобан. — То, что архитектура — вещь завязанная на связях, — это заблуждение! Я приехал в Германию и сумел успешно работать там. Какие у меня там были связи? Никаких. Возьмите мою работу в России: я организовал вместе с Сергеем свой офис, и через семь лет он стал одним из заметных архитектурных бюро в стране — где здесь связи? Наверное, кому-то легче сказать, что это был блат. В действительности если у человека есть способности в каком-то деле — он достигает успеха. Если нет — значит, нет. И все тут». Большинство коллег Чобана и Кузнецова признают, что если отрешиться от прошлых связей и смотреть на сами проекты бюро, победы Speech натянутыми не кажутся.

    Вторая частая претензия коллег — Кузнецов не только организовывает архитектурные конкурсы на городские объекты, но и зачем-то сам возглавляет жюри: главный архитектор, который заказывает конкурсы, сам их возглавляет, а потом еще и сам выигрывает, может свою работу по реабилитации архитектурных конкурсов погубить. Сам Сергей Кузнецов от каких-либо комментариев, связанных с бюро Speech, отказался.

    Лишившись партнера, Чобан не только оказался в положении вынужденного оправдываться за победы, но и должен был ограничить работу бюро над частью проектов. Однако на вопрос, будет ли искать нового напарника, отвечает однозначно: «Мне не нужны никакие напарники. У меня в Берлине три партнера, тут прекрасные руководители мастерских. Просто с Сергеем это был творческий союз высочайшего уровня — это была величайшая удача, что мы так совпали на какой-то срок. У меня есть партнеры, но напарника больше нет».

    Взявшись за полдюжины городских строек в одиночку, теперь Чобан главным образом смотрит вон из Москвы. Отныне его цель — создать первый русский архитектурный бренд, успешный на Западе, а если говорить шире — повысить уровень всей российской архитектуры. Для этого он уже пять лет издает архитектурный журнал Speech на русском и английском, а с нового учебного года Чобан впервые в своей практике берет курс дипломников в архитектурной школе Евгения Асса «Марш». Для этого же он решил продвинуть свое русское бюро в Германии — причем конкурировать ему приходится со своим же бюро немецким: недавно Чобан под брендом Speech построил в Берлине свой частный музей архитектурной графики, который моментально заработал награду Iconic Awards и вызвал изрядный шум в прессе. Это и правда во многом миссионерский сюжет: Чобан разделяет архитектуру чисто функциональную и архитектуру как высокое искусство — и Speech, по его замыслу, на Западе должен заниматься только вторым. «Если в Берлине появляется задача сделать просто офисное здание на высоком уровне — я буду делать его в NPS Tchoban Voss. А компания Speech, надеюсь, получит знаковые объекты в области культуры. Скажу честно, я большой патриот нашей страны. Я здесь родился и вырос, она меня воспитала, — о своей сверхзадаче Чобан говорит особенно вдохновенно. — В России очень низкое качество архитектуры. По всей стране мы можем насчитать штук тридцать сравнительно сильных и интересных бюро — к примеру, в Берлине таких офисов, ежедневно конкурирующих друг с другом, порядка пятидесяти. Это притом что в Берлине население три миллиона против наших ста семидесяти. Как может страна с такой плотностью архитектурной мысли выйти на мировой рынок? Никак. Сейчас я хочу создать архитектурный бренд, который бы знали не только в России».

    И это, конечно, в каком-то смысле очень по-нашему — что русскую культуру поднимает человек, которого еще несколько лет назад числили тут за немца.