Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Зарплаты в оао ржд Когда выдадут 13 зарплату в ржд
  • Космическая станция америки
  • На предприятии с численностью работающих 6000
  • Общественная организация Основная общественная организация
  • Оптика – раздел физики, изучающий световые явления
  • Число жизненного пути — вектор жизненной миссии человека
  • Чем отличается политический менеджмент от политической деятельности. Политический менеджмент: структура и виды

    Чем отличается политический менеджмент от политической деятельности. Политический менеджмент: структура и виды

    Понятия "политическое управление" и "политический менеджмент" нередко употребляют как взаимозаменяемые. Однако у каждого из них есть своя история возникновения и свои смысловые оттенки, поэтому не следует воспринимать политическое управление как русифицированный вариант политического менеджмента.

    Политическое управление, во-первых, понимается как макроуправление, как интегрирующее воздействие на все сферы общества с целью поддержания его целостности и устойчивого развития. А. И. Соловьев отмечает, что "отличительные черты политического управления демонстрируют ориентацию государства на решение жизненно важных для общества задач, выполняемых в рамках сохранения территориальной целостности, суверенитета, безопасности, стабильности и пр." .

    Во-вторых, политическое управление по своему назначению определяется как способ установления ценностных ориентиров социального развития. Его главной функцией, как пишет Т. Е. Дубатова, является "определение стратегических и тактических целей развития общества" .

    Таким образом, понятие "политическое управление" используется для обозначения тех видов управленческих отношений, которые возникают по поводу определения перспектив развития общества в целом. Фактически речь идет об управляющем воздействии политики на общество, прежде всего в лице государства, способного вырабатывать с учетом интересов различных социальных групп стратегии экономического, социального и культурного развития страны.

    Близкими по значению к такому пониманию политического управления являются категории "государственная политика" и "публичная политика". Под государственной политикой понимают "форму комплексной, совместной деятельности органов власти и управления по выдвижению и реализации долговременных целей как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах в направлении оптимизации отношений государства и социума, поддержания социальной стабильности и наиболее полной реализации общеколлективных интересов" . Публичная политика (public policy ) интерпретируется как процесс участия граждан в принятии государственных решений, имеющих жизненно важное значение для общества.

    Предметное поле политического менеджмента ограничено управленческими отношениями, возникающими в политической сфере. Задачи, решаемые с помощью политического менеджмента, ориентированы исключительно на сохранение (изменение) политического институционального порядка и на получение политическими акторами возможности занимать выгодные позиции в пространстве политических отношений. Предметом политического менеджмента не являются вопросы социального и экономического развития общества, роста благосостояния граждан, процессы миграции и т.п. Эти и многие другие вопросы общественного развития решаются в рамках государственной и публичной политики, а также государственного управления. Политический менеджмент является для участников политических взаимодействий способом регулирования политических процессов и организации политических кампаний с целью расширения политического влияния.

    Управленческие отношения в политике многообразны, они различаются по целям и задачам, которые ставят политические акторы, но способам достижения результатов, методам организации управленческого процесса и т.д. Любое разнообразие нуждается в классификации, в выделении некоторых общих черт и свойств, позволяющих обнаруживать некоторые классы явлений, обладающих общими наборами признаков. Причем чем сложнее изучаемый феномен, тем больше возникает оснований для его внутренней дифференциации. Необходимость выделения видов политического менеджмента вызвана нс только исследовательским интересом, но и практическими задачами, в частности поиском оптимальных способов организации управленческих воздействий, определением эффективных технологий политического влияния.

    Первым, базовым основанием классификации политического менеджмента является предмет управления, или тип решаемой задачи. На этом основании можно выделить три вида управления в политике: государственное регулирование политических процессов, управление политическими кампаниями, управление в политических организациях (рис. 1.1).

    Рис. 1.1.

    Первый вид политического менеджмента представляет собой целенаправленное воздействие государства на политические процессы с целью придания им определенных свойств и качеств. Политические процессы как взаимосвязанные действия людей обеспечивают функционирование и развитие политической системы общества. На политические процессы пытаются влиять различные акторы, но только государство обладает исключительными возможностями регулирования этого вида отношений в обществе. Оно может принимать общеобязательные нормы, законы, определяющие порядок взаимодействия граждан в том или ином сегменте политической сферы. Оно также наделено правом легитимного принуждения к исполнению этих норм. Об этом виде политического менеджмента мы будем говорить в гл. 3.

    Второй вид политического менеджмента – управление политическими кампаниями – представляет собой управленческую деятельность, инициируемую для достижения конкретных политических целей. К таким целям могут относиться: победа на выборах, создание политической партии, формирование позитивного имиджа политического актора, лоббирование конкретного законопроекта, снижение протестной активности в связи с принятием непопулярного государственного решения и т.д. Специфика этого вида управления заключается в том, что для реализации целей политической кампании субъект управления не может опереться на статусные ресурсы власти, не может изменить нормативный порядок путем издания указа или принятия закона, не может прибегнуть к принуждению. В этом виде политического менеджмента особое значение обретают управленческие технологии, позволяющие оказывать влияние на граждан, формально нс подчиняющихся субъекту управления. Этому виду политического менеджмента посвящена большая часть учебного пособия.

    Третий вид политического менеджмента – управление в политических организациях – представляет собой активность руководства этих организаций, ориентированную на обеспечение их политической результативности, на выполнение ими своих функций и принятых на себя обязательств. Примером такого управления может быть деятельность руководства политической партии или общественно-политической организации по обеспечению работоспособности соответствующей структуры, по мобилизации членов данной организации на достижение программных целей, на решение поставленных залам. Поскольку государство является политическим институтом, то и управленческие отношения в каждом государственном ведомстве, организации также можно причислить к данному виду управления.

    Особенностью третьего вида управления является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций, функционирующих в политической сфере, что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом организаций, созданных в других сферах общества, прежде всего в экономике. Управление политическими организациями основано как па умелом воздействии на мотивацию членов данных организаций, так и на возможностях субъекта управления (руководства политической партии, государственного ведомства, иной политической организации) опереться на статусные ресурсы власти, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы.

    В современной науке сложилась ситуация, когда первый и третий из названных видов управления в политике оказались в фокусе других дисциплин. Так, государственное управление политическими процессами рассматривается как часть государственного регулирования и управления, пусть и имеющего свои специфические черты. Поскольку к настоящему времени завершается институциональное оформление такой отрасли научного знания как государственное управление, то все вопросы, связанные с управленческой активностью государства, неизбежно попадают в орбиту данной науки.

    Управление в политических, в том числе в государственных организациях опирается, как отмечалось выше, на общие принципы менеджмента, теории, разработанной для оптимизации управления организациями, действующими в рыночной среде. И только управление политическими кампаниями общепризнанно является особым политическим видом управления, на изучение предметного поля которого не претендуют представители других управленческих дисциплин.

    Следствием ситуации, когда отдельные виды управления в политике оказались в фокусе изучения смежных научных дисциплин, стало широкое и узкое толкование политического менеджмента. В широком смысле этим понятием обозначаются все виды управления в политической сфере. Такое понимание политического менеджмента позволяет объединить все многообразие управленческих отношений в политике в рамках одного концепта.

    Вместе с тем предметом особого интереса исследователей и политиков-практиков было управление политическими кампаниями. Именно за этим видом управления закрепилось узкое понимание политического менеджмента. В соответствии с таким подходом политический менеджмент определяется как управление, отличительными чертами которого являются:

    • постановка целей, достижение которых позволяет политическому актору укрепить свои политические позиции, расширить свое влияние, получить доступ к статусным ресурсам политической власти;
    • отсутствие у субъекта управления статусных ресурсов власти и права создавать общеобязательные нормы при достижении этих целей;
    • невозможность опереться на принуждение и на право "легитимного насилия" в процессе управленческого воздействия;
    • использование особых технологий, предполагающих воздействие на мотивацию тех лиц, от кого зависит достижение поставленных целей.

    Перечисленными качествами обладают виды политического менеджмента, показанные на рис. 1.2.

    Рис. 1.2.

    В категориальном аппарате современного научного знания существуют и другие понятия, обозначающие специфические виды управленческих воздействий в политической сфере, например "политический маркетинг" и "политический PR". В этой связи важным является сопоставление значений этих понятий с понятием "политический менеджмент".

    • Государственная политика / под ред. А. И. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 54.
    • Дубатова Т. Е. Роль прогнозирования в политическом управлении // Политическое управление. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 15.
    • Соловьев А. И. Государственная политика // Политология: Лексикон / под ред. А. И. Соловьева. С. 70.

    Георгий ТАНОВ

    ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ

    В статье рассматривается история возникновения термина «политика», его составные части, а также раскрывается такое понятие, как «менеджмент» и «политический менеджмент».

    The history of occurrence of the term «politics» and its components are considered in the article. In addition such notions as management and political management are also revealed in the article.

    Ключевые слова:

    политика, менеджмент, политический менеджмент; politics, management, political management.

    С понятием polity1 связывают различные институциональные измерения политики, связанные с основными политическими институтами - законодательной, исполнительной, судебной властями, институтом парламентаризма, конституцией, традициями самоуправления и т.д. Данное понятие происходит от древнегреческого понятия «полис» - город-государство. Чаще всего с понятием polity связывают форму правления, строй (общественный или государственный), устройство государства. В настоящее время используется как синоним современного государства и всего того, что относится именно к государству - политической системы, политических институтов, политики, власти и др.

    Несколько другой смысл имеет понятие policy2, смысл которого лучше всего передается такими словами, как политика, линия поведения, установка, курс, стратегия. Хорошо видно, что оно больше отражает процессные и технологические аспекты политики, в то время как понятие polity больше соответствует ее структурнофункциональным содержательным сторонам. Понятие policy также наилучшим образом стыкуется и сопрягается с такими понятиями как методика, правила, принципы, нормы, стандарты и др.

    И наконец, с понятием politics3 связаны методы ведения политики, искусство управлять, сама политическая жизнь, в частности партийная деятельность руководства, стиль и принципы поведения, отношения в определенной сфере, имеющие связь с политикой.

    Содержание сущности политики выражается также в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия различных политических решений, наконец, в тех самых проблемах, которые она призвана решать. В политическом процессе находит свое отражение сложный, принципиально субъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее существование в качестве отношений различных государств, политических институтов, социальных групп, организаций и т.д.

    Особо следует подчеркнуть, что роль и место политики в обществе как особой сферы социальной жизни обусловлена тремя ее важнейшими свойствами4:

    Геркулесович - главный специалист-эксперт отдела законодательного сопровождения деятельности Пенсионного фонда РФ [email protected]

    Универсальностью, т.е. всеохватным характером политики, способностью воздействовать на любые стороны жизни, присутствовать и оказывать свое определенное влияние на все элементы общества, отношения, события, процессы;

    1 http://lingvo.yandex.ru/polity/

    2 http://lingvo.yandex.ru/policy/

    3 http://lingvo.yandex.ru/politics

    4 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/15.php

    Проникающей способностью политики, что означает ее возможность безграничного проникновения во все стороны и направления общественной жизни людей;

    Атрибутивностью политики по отношению к неполитическим общественным явлениям, отношениям и сферам, способностью политики сочетаться с любыми другими видами активности человека и общества.

    В современной политологии имеется множество различных направлений и подходов, методов политических исследований. Наряду со ставшими традиционными парадигмами - бихевиоризмом, структурным функционализмом, культурологическим подходом и др. - успешно развиваются сравнительно новые подходы, такие как геополитическая парадигма, «экологический» подход (фокусирующий внимание на историко-генетических факторах политического развития), политический феминизм (ориентированный на исследование гендерных факторов политики, положения женщин в обществе и т.п.), постмодернизм и др.

    Характеризуя методологические основы политической науки первого периода развития политологии, американский политолог Д. Истон1 отмечал: «Политологи исходили из предположения о практически полном соответствии между конституционными и правовыми уложениями, касающимися прав и привилегий носителей государственных должностей, и их реальными политическими действиями». В целом этот период может быть обозначен как институциональный. Политическая наука в это время носила принципиально нормативный характер.

    Появление бихевиоралистского направления стало подлинной революцией в политической науке, поскольку в центр научного исследования бихевиорализм ставит политические факты. Середина 1960-х - начало 1970-х гг. отмечается кризисом бихевиорального подхода. В 1969 г. Д. Истон2 провозгласил новую - постби-хевиоральную революцию в политической науке. Суть этой революции сводилась к тому, чтобы преодолеть идеологию эмпи-

    1 Истон Д. Системный анализ политической жизни. - М., 1965.

    2 Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал, 1993, № 8.

    ризма, которая была свойственна бихе-виорализму, а также уделить большее внимание ценностным ориентациям в политических процессах, без которых принципиально невозможно понять их смысл и направленность. Постбихевиоральный подход выступал, по своей сути, за то, чтобы поведение, профессиональная деятельность политиков и политологов всегда базировались на принципиально научных знаниях, общечеловеческих ценностях, высокой нравственности и гуманизме. Фактически эта революция в политической науке направлена против политологических принципов Н. Макиавелли, утверждавшего в политических действиях примат успеха, результативности политической активности вне зависимости от методов и средств их достижения - успех любой ценой и любыми, в т.ч. безнравственными и преступными, методами.

    Заметим, что в современной политологии этот постбихевиоральный подход наилучшим образом отвечает как реалиям современного мира, так и требованиям действительно научного исследования политических процессов и явлений.

    Следующее понятие, которое необходимо определить в его основных смыслах и содержаниях в нашей работе, - понятие политического менеджмента. Но прежде - несколько слов о менеджменте (management), который буквально переводится как управление, заведование, организация. По мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента3, отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Следует отметить, что возникновение и развитие функций менеджмента связаны с разделением, специализацией и кооперацией труда, с техническим прогрессом, с обобществлением производства. Не случайно выдающийся экономист предыдущего столетия А. Маршалл4 выделил управление (об этом

    3 http://www.akademout.ru/referates/18/2.php

    4 Маршалл А. Принципы экономической науки. - M., 1993, т. 1-3.

    процессе более подробно речь пойдет ниже) в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными - капиталом, трудом и землей.

    Менеджмент в целом понимается как процесс управления фирмой, означающий особую профессиональную организаторскую деятельность, которая направлена на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального преобразования ресурсов данной фирмы (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) и внешней среды в процессах взаимодействия с нею. Здесь особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению только хозяйственной деятельностью, тогда как для описания управления ради достижения других, принципиально нехозяйственных целей, как правило, используются иные термины - организация, управление и администрирование.

    Особым видом менеджмента является менеджмент политический1, включающий в свой состав разработку стратегических целей и тактических установок, механизмов воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Особо следует отметить, что принципиально важное содержание политического менеджмента заключается в том, что «это особый вид политического управления, при котором субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право “легитимного насилия” и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать для этого разнообразные политические технологии»2. В силу сказанного к политическому менеджменту относят политические имиджмейкинг и брендинг, РЯ, электоральный менеджмент, регулирование политических конфликтов, лоббистскую деятельность, практику заключения политических союзов и т.д.3

    1 http: //www.gumer.info /bibliotek_Buks/Polit/ Dict/12.php

    2 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М. : Дело, 2002.

    В других работах подчеркивается4, что в широком смысле политический менеджмент охватывает все управление процессами прямой и представительной демократии, международными политическими отношениями, а также менеджериальные подходы к сфере государственного управления (новый публичный менеджмент). В узком смысле политический менеджмент

    Это теория и практика управления массовыми политическими кампаниями и политическими процессами влияния гражданского общества на государство. Поскольку это понятие - центральное для всего нашего исследования, то остановимся на анализе его содержания более подробно.

    Мы уже говорили, что в той или иной форме политический менеджмент как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую, не прибегая к насилию, принуждению, а действуя более изощренными методами и средствами, представлен в любом обществе, он составляет устойчивый компонент политической жизни. Признание именно такого характера понимания сути политического менеджмента делает его всякий раз по-своему уникальным и неповторимым, поскольку именно таковыми являются его конкретные проявления, обнаруживающиеся в особенностях лоббирования интересов какой-то группы или политической партии, формирования имиджа государственного деятеля или примирения конфликтующих сторон.

    Исследование политического менеджмента в настоящее время осуществляется учеными-политологами, социологами, психологами. Для каждой из перечисленных групп ученых здесь есть свое поле научной деятельности. Политологи рассматривают политический менеджмент как прикладную политическую науку, как то ее базовое направление, где осуществляется непосредственное соединение теории и практики политической жизни.

    Когда мы говорим о политическом менеджменте как объекте исследования, то имеем в виду все многообразие этих управленческих отношений, проявляющееся в т.ч. в тех конкретных действиях,

    4 Сморгунов Л.В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? // Полис, 2009, № 1.

    шагах, которые предпринимают их реальные участники в той или иной стране, в тот или иной временной отрезок. Однако описать политический менеджмент во всех его конкретно-исторических проявлениях просто невозможно. Слишком разнообразна, подвижна, неповторима деятельность людей, воспроизводящих данные политические управленческие отношения. Важно выявить в этих отношениях то устойчивое, повторяющееся, что позволит глубже понять логику этих отношений. Иными словами, нам предстоит определить теперь предмет исследования политического менеджмента.

    Предмет научного исследования вообще указывает на то, что в данном объекте подлежит изучению. Поскольку любой социальный объект, в т.ч. и наш - политический менеджмент, - необычайно сложен, многогранен и может быть рассмотрен в различных ракурсах, то вполне возможны несовпадающие представления о предметном поле теории политического менеджмента. На выбор предмета исследования влияют два основных фактора:

    Назначение знания, его практическая значимость (с какой целью мы хотим получить знание об этом объекте);

    Теоретико-методологическая позиция исследователя (какое знание и каким образом мы будем получать).

    Именно эти два фактора позволяют в аморфном подвижном объекте выделить наиболее важное, существенное, оказывающее воздействие как на глубину его описания, так и на использование полученного знания в практических целях, в решении управленческих задач. Первый фактор задает направленность исследования, второй - позволяет сформулировать понятийный аппарат, выделить взаимосвязи, описать внутренние процессы. Рассмотрим, как под воздействием этих двух факторов происходит выделение предметного поля научного знания о политическом менеджменте.

    Существует устойчивое мнение, что знание об управленческих процессах имеет чисто прикладное, практическое значение, что оно предназначено для решения конкретных управленческих задач. Из такого

    рода утверждений следует, что исследование управленческих процессов должно быть нацелено на изучение конкретных ситуаций и выработку соответствующих рекомендаций. Это, безусловно, верно. Но ограничиться решением только этой научной задачи, на наш взгляд, нельзя. Научное знание о политическом менеджменте должно включать как общетеоретическое знание о характере, специфике, формах развития данного управленческого процесса, так и прикладное знание об условиях и путях решения конкретной управленческой задачи. Только опираясь на общетеоретические представления, можно увеличить угол зрения на происходящие события, лучше понять их внутренние тенденции, что крайне важно для выработки технологических приемов и методов, для проектирования технологической деятельности, для перехода от практики непосредственного реагирования на изменившуюся ситуацию и адаптации - к деятельности, направленной на преобразование самой объективной реальности.

    Итак, политический менеджмент требует как теоретических знаний об этом управленческом процессе, так и прикладных, позволяющих вырабатывать практические рекомендации по решению конкретной управленческой задачи. Вместе они составляют своеобразный айсберг, где массивная подводная часть - это совокупность теоретических концепций, объясняющих природу, специфику этого особого типа отношений, складывающихся в поле политики, а видимая, надводная - это реализуемые в управленческой практике навыки и умения познания, объяснения, исследования конкретных ситуаций.

    Сравнение с айсбергом хорошо раскрывает сложившееся в обществе восприятие труда специалистов - политических менеджеров, когда им приписывается лишь профессиональное умение найти решение в конкретной управленческой ситуации и не учитывается, что поиск этого решения может быть эффективным только в том случае, если политический менеджер способен опереться на солидный багаж теоретических знаний.

    Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических отношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

    - управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица.

    Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право легитимного насилия, т. е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений.

    В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;

    • - управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Особенностью управленческих отношений в этом случае является то, что они ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т. д.). Управление в государственных учреждениях и политических организациях основано на возможности субъекта управления опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы;
    • - управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом, или политико-технологическим управлением.

    Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право легитимного насилия, т. е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

    Политико-технологическое управление позволяет политическим акторам решать весьма специфические задачи: укрепление авторитета государственного или политического деятеля; создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта; формирование электоральных предпочтений населения; организация политических союзов, блоков; влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах; оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения; мобилизация масс для политической поддержки.

    В настоящее время принято говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

    • - имиджмейкинг - создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;
    • - корпоративный политический имиджмейкинг - формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;
    • - электоральные технологии - системная организация предвыборной кампании;
    • - политический брендинг - внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы;
    • - технологии политических союзов - деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;
    • - технологии регулирования и разрешения политических конфликтов - поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;
    • - технологии лоббизма - деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

    Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления.

    Выделение в обществе особых видов профессий, связанных с политическими технологиями, дало основание для классификации политического менеджмента по профессиональному признаку.

    Принято выделять следующие виды: аналитическое обеспечение политических кампаний; политическая реклама; политический PR как информационное обеспечение политических кампаний; имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения; спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика; организация и проведение массовых политических акций.

    Приведенный перечень видов политического менеджмента не является исчерпывающим. Сегодня на свет появляются новые профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации), которые неизбежно приведут и к появлению новых видов политического менеджмента.

    Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

    Политический менеджмент.

    Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных государственных, политических или общественных организационных структур для реализации их миссии, но также принимать социально значимые решения и реализовывать их так, чтобы это не разрушало, а помогало жизнедеятельности всего общества или его отдельных сообществ.Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как: завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны.

    1. Определение политического менеджмента

    Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.

    На практике системное управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.

    Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

    Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

    а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

    Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

    б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

    в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

    Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

    2. Виды политического менеджмента

    Политический менеджмент позволяет решать различные задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области. Появились люди, специализирующихся в решении различных задач политико-технологического управления.

    В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

    1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

    2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

    3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

    4. Политический брендинг (бренд - торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления - формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

    5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

    6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

    7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

    Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления. Достижение каждой такой цели потребует от субъекта разработки различных стратегий. Так, при формировании имиджа политический менеджер направляет усилия на формирование образа конкретного политика, создавая благожелательное отношение к нему широких слоев населения; при регулировании конфликтов - на поиск точек соприкосновения во взглядах противоборствующих сторон и т.д.

    Вместе с тем, разделение политико-технологического управления на различные виды является достаточно условным. На практике приходится нередко одному и тому же субъекту управления решать различные задачи, например, создавать узнаваемый, понятный населению образ политической организации и одновременно формировать имидж сильного, компетентного, заботящегося о нуждах простого человека, лидера этой организации. Технологии лоббизма включают, как правило, не только поиск возможностей воздействия на лиц принимающих государственные решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов как силы, борющейся за процветание страны.

    Переплетение видов политико-технологического управления, их взаимодополняемость становятся возможными благодаря тому, что в их основе лежат общие принципы организации управленческого взаимодействия, общие технологические приемы достижения поставленных целей.

    Политический менеджмент существенно влияет на способность политических организаций и правительства достигать своих целей и добиваться успеха. Основные исследования в политическом управлении направлены на сферу политического маркетинга. Применение бизнес-концепций управления в политике имеют потенциальную актуальность, так как помогают помочь понять, как работают политические организации, каковы возможные последствия принятых политических решений как для государственной власти, демократических институтов и населения. Политический менеджмент выполняет следующие функции: планирование, организация, управление персоналом, руководство и анализ ресурсов для эффективного достижения целей.

    Основные области деятельности политического менеджмента:

    • планирование: видение, цели, планы;
    • организация: структура, культура и коммуникации;
    • политический HR: набор, продвижение, обучение;
    • руководство: власть, влияние, адаптация;
    • анализ: отражение и коррекция.

    Политический менеджмент затрагивает многие сферы политической деятельности: это и создание политического имиджа, и электоральный менеджмент, лоббистская деятельность, урегулирование политических конфликтов и создание политических союзов, а также политический PR.

    Политический менеджмент - это термин, используемый для изучения прикладной политики. Политическая наука, политическая коммуникация и политический маркетинг также являются областями, которые изучают политику, но они делают это из определенных и эволюционирующих теоретических систем отсчета. Политический менеджмент более наглядная и прикладная область, все еще развивающая свои теоретические основы.

    Теоретики политического менеджмента сосредоточиваются на анализе имеющихся ресурсов, тактики и стратегий, используемых участниками политического процесса. Они изучают, как эти участники получают и используют силу для влияния на результаты в политике. Политический менеджмент во многом зависит от окружающей ситуации (внешней среды), такой как состояние экономики, группы лоббистов, ситуации на рынке труда, принятые правовые акты и др.

    Политический менеджмент на практике

    Политический менеджмент - это управление политическими ресурсами, доступными для достижения поставленных политических целей. Лидерское видение, планы партийных кандидатов, анализ общественного мнения и политического маркетинга могут повлиять на достижение политических целей. Политический менеджмент необходим для того, чтобы достичь политических целей, будь то политика в правительстве, эффективная работа в офисе премьер-министра, проведение эффективной кампании или создание партийной организации.

    Практики политического менеджмента рассматривают свою деятельность как все, что связано с управлением властью/политикой и соответствующими учреждениями/организациями и о том, что работает полезно/неэффективно, и что хорошо сейчас или может быть успешно реализовано в будущем.

    В бизнесе управление - это очень обширная многодисциплинарная область, которая направлена на теоретизацию и объяснение того, как наилучшим образом достичь целей данной организации эффективно посредством планирования, организации, управления и контроля ресурсов организации. Менеджмент в организации включает в себя планирование, организацию, управление и контроль ресурсов внутри организации. В политике необходимо выполнение тех же функций, поэтому можно говорить о политическом менеджменте для достижения политических и общественных целей.

    Одним из самых важных вкладов теоретиков политического менеджмента является понимание сути переговорного процесса в управлении. Важная роль политических менеджеров заключается в том, чтобы вести переговоры с различными группами и получать соглашения, которые желательны для успешной политической работы. Политические лидеры, менеджеры и другие участники переговоров будут использовать различные источники власти для достижения необходимых результатов в ходе переговорного процесса.