Войти
Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Интернет
  • Профессия, которую я выбрала "Моя будущая профессия"
  • Суммированный учет рабочего времени Расчет часа работы сотрудника
  • Сказка «Репка» — на новый лад
  • Проверка контрагента по всей России
  • Профессиональное развитие персонала
  • Конспект занятия-развлечения по познавательному развитию в старшей группе «всякому молодцу ремесло к лицу» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
  • 2 обособленное подразделение организации. Структурные подразделения: способы жизни и налоговые последствия

    2 обособленное подразделение организации. Структурные подразделения: способы жизни и налоговые последствия

    Многие крупные предприятия открывают обособленные подразделения. Что это такое, разъясняется в ст. 11 п. 2 НК. Рассмотрим далее определение и особенности ОП.

    Определение

    Обособленное подразделение - это предприятие, территориально отделенное от основной компании и оборудованное по месту своего расположения стационарными рабочими местами. Последние должны быть созданы на период более 1 мес. Место, где находится - это адрес, по которому основная компания ведет свою деятельность через это созданное предприятие.

    Ключевые признаки

    Основные критерии, по которым определяется обособленное подразделение, - это:

    1. Территориальная отделенность от основного предприятия.
    2. Наличие стационарных мест для осуществления сотрудниками профессиональной деятельности. При этом они должны быть сформированы на период не менее 1 мес.

    Указанные критерии имеют свою специфику. Рассмотрим их подробно.

    Территориальная отделенность

    В НК не содержится разъяснение этого понятия. О территориальной отделенности можно говорить после определения соответствующей (наименьшей) единицы деления. В данном случае целесообразно обратиться к другому близкому понятию. В Уставах регионов РФ используется такой термин, как административно-территориальная единица. В эту категорию относят районы в городах, населенные пункты районного подчинения, сельские поселения, поселки. Однако из анализа положений Уставов следует, что используемое в них определение нельзя применять при разъяснении налоговых вопросов. Рассматривая обособленные и структурные подразделения, территориальная единица устанавливается в соответствии с целями обложения. В данном случае речь идет о расположении предприятия географически отдельно от основной компании, за границами административной единицы, в которой была произведена регистрация и которая подконтрольна конкретной налоговой инспекции. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Обособленное подразделение - это фирма, созданная головным офисом на территории, где надзор осуществляется иной ИФНС, чем та, в которой последний зарегистрирован как налогоплательщик.

    Рабочие места

    Их наличие является вторым обязательным признаком обособленного подразделения. При этом рабочие места должны являться стационарными. Для разъяснения понятий следует обратиться к ст. 209 ТК. В соответствии с нормой, рабочим считается такое место, в которое сотруднику надлежит прибыть или где ему необходимо находиться в связи с исполнением им его профессиональных функций и которое контролируется нанимателем косвенно либо прямо. В определении ключевым звеном выступает служащий предприятия. Соответственно, если нет сотрудников, то и нет рабочих мест и обособленного подразделения. Если отсутствуют служащие, либо деятельность не осуществляется, то нельзя определить и место нахождения предприятия. Из этого следует, что речь о создании ОП не идет.

    Нюанс

    С учетом вышесказанного возникает вопрос, касающийся момента, в который создается обособленное Данный нюанс в НК не разъясняется. Однако представляется, что логичным в качестве момента образования ОП будет считать дату начала осуществления рабочей деятельности. При этом соответствующую информацию необходимо брать не по адресу расположения главного офиса, а открытого им территориально отделенного предприятия.

    Важный момент

    Признание предприятия в качестве ОП не зависит от того, присутствуют ли в учредительной документации указания, что было создано и работает обособленное подразделение. Отдельный баланс и р/с также не выступают как неотъемлемые признаки созданной фирмы. Как указано в Правилах ведения бухгалтерской отчетности, документация должна включать в себя данные о работе всех имеющихся у предприятия ОП. Это, в том числе, относится к тем, которые были выделены на отдельные балансы. Разъяснения по этому понятию даны в Письме Минфина № 04-05-06/27 от 29.03.2004 г. Отдельным балансом является перечень показателей, которые установлены главным предприятием для своих подразделений. Из этого следует, что решение вопросов, касающихся выделения ОП, установления расчетных величин, принимается обществом самостоятельно. В законе нет требований об обязательном создании конкретных перечней для каждой фирмы в составе корпорации.

    Регистрация в ИФНС

    Рассмотрим, как осуществляется постановка на учет обособленного подразделения. В соответствии со ст. 83 п. 1 НК, компания, в составе которой есть открытые ею территориальные отделения, находящиеся в пределах РФ, обязана зарегистрироваться в налоговой инспекции по адресу расположения каждого из них. Для этого необходимо подать в контрольный орган соответствующее заявление. Его следует направить в течение месяца с момента создания предприятия. Такая необходимость возникает в случае, если основная компания не зарегистрирована в ИФНС, расположенном в пределах муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. К заявлению прилагаются копии учредительной документации и св-ва о регистрации в налоговой инспекции. КПП обособленного подразделения - код причины регистрации предприятия в ИФНС. Он привязывается к месту расположения фирмы. При регистрации ОП имеет ИНН, идентичный номеру главной компании. Однако КПП обособленного подразделения будет отличаться от кода основного предприятия.

    Ответственность

    В случае нарушения срока подачи установленного перечня бумаг на плательщика налагается штраф в сумме 5 тыс. р. Если субъект опоздал более чем на 90 дней, ему вменяется взыскание в размере 10 тыс. р. Данные правила установлены ст. 116 НК. Кроме того, субъект может привлекаться к административной ответственности пор ст. 15.3 КоАП. Также в месячный срок главное предприятие должно сообщить об образовании подразделения в ИФНС по месту своего нахождения. Это правило предусматривается ст. 23, п. 2.3 НК. Сообщение составляется по специальной форме С-09-3. Если указанный срок будет пропущен, предприятию грозит штраф величиной в 1 тыс. р., а руководителю - 300-500 р. Данные санкции предусмотрены ст. 15.6 КоАП.

    Дополнительные сведения

    Если предприятие создало подразделение и оно стоит на учете в налоговой инспекции по месту его расположения, при образовании последующих обособленных фирм в пределах этого же муниципалитета повторно направлять заявление нет необходимости. В этом случае компания направляет письменное сообщение в соответствии со ст. 23 п. 2 НК. Оно адресуется в ИФНС по месту расположения главного офиса.

    Прекращение деятельности ОП

    Предприятие должно сообщить о закрытии подразделения в ИФНС по адресу своего расположения. В ст. 23 п. 2.3 НК установлен месячный срок для этого. Представляется, что этот период должен исчисляться в даты фактического прекращения работы через ОП. В качестве ключевого признака закрытия подразделения будет выступать увольнение или перевод всех сотрудников. Это мероприятие приравнивается законом к ликвидации ОП. Кроме этого, о закрытии следует сообщить в ИФНС, где была произведена постановка на учет обособленных подразделений (по адресу их расположения). Для этого направляется соответствующее заявление. При этом законодательство не устанавливает конкретный срок для его направления.

    Налоговый учет обособленных подразделений

    В ст. 288 НК определены правила осуществления отчислений с прибыли ОП в бюджет. В соответствии с общим порядком, предусмотренным в п. 2 указанной нормы, выплата авансовых и основных сумм осуществляется налогоплательщиками по адресу их расположения, а также месту нахождения каждого подразделения. Расчет отчислений осуществляется в соответствии с долями прибыли, приходящимися на эти ОП. Они исчисляются как среднее арифметическое от удельного веса средней (среднесписочной) численности сотрудников и остаточной ст-ти амортизируемого имущества, установленной в ст. 257 (п. 1) НК, по налогоплательщику в целом. Доля прибыли рассчитывается, таким образом, исключительно в части подлежащей зачислению в региональные бюджеты (соответствующей ставке 17.5%).

    Юридический статус

    Гражданский кодекс предусматривает следующие формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Их определения указываются в ст. 55 ГК. Представительство - подразделение, находящееся вне места расположения основной компании. Его деятельность направлена на представление интересов главного офиса и их защиту. В качестве филиала выступает подразделение юрлица, находящееся вне места его расположения и реализующее часть или все его функции. К ним, в том числе относится и представительство. ОП первого типа, таким образом, может:

    1. Вести переговоры.
    2. Заключать сделки.
    3. Проводить рекламные кампании, маркетинговые исследования, ориентированные на изучение рынка в пределах региона своего расположения.
    4. Осуществлять защиту интересов главного офиса в суде.

    Филиал, кроме названных функций, ведет непосредственную предпринимательскую, производственную или иную экономическую деятельность в соответствии с учредительной документацией и законодательством.

    Налог на имущество

    В соответствии со ст. 373, п. 1 НК, в качестве плательщиков выступают лица, имеющие материальные ценности, отнесенные к объектам обложения ст. 374 НК. В п. 1 и 4 указанной нормы предусмотрено, что ими признается недвижимость и движимое имущество, в том числе переданные во временное пользование, распоряжение, владение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность либо приобретенное по концессионному соглашению, проходящие по отдельному балансу как ОС. В норме присутствуют, однако, исключения. Ими являются движимые материальные ценности, принятые с 01.01.2003 г. Соответственно, с указанной даты в качестве объектов обложения выступает только недвижимость, отнесенная к ОС.

    Правила отражения в документации

    В НК устанавливается особый порядок расчета и уплаты налога с имущества ОП. Кроме этого, предусмотрены правила, в соответствии с которыми составляется декларация по обособленному подразделению. Пример применения положений можно проиллюстрировать следующим образом. По смыслу ст. 384 НК компания, в составе которой присутствуют выделенные ОП, выплачивает налог (суммы аванса) в бюджет по адресу их расположения в отношении имущества, отнесенного к объекту обложения. При этом материальные ценности должны находиться на отдельном балансе. Правила предоставления отчетности установлены ст. 386, п. 1, абз. 1. Согласно норме, плательщики должны по окончании налогового и отчетного периода направить в ИФНС по месту своего расположения, а также по адресу нахождения каждого выделенного ОП, расчеты по авансовым суммам и налогу. К ним прилагается и декларация. Предприятие может и не формировать отдельный баланс для подразделения. В этом случае приобретенное имущество ОП будет отражаться по отчетности главного офиса.

    Специфика уплаты

    В соответствии со ст. 385 НК, компания, которая учитывает на балансе недвижимость, расположенные вне места нахождения ее самой либо выделенного ОП, отчисляет налог (авансовые суммы) в бюджет на территории, где эти объекты присутствуют. Сумма выплат определяется как произведение ставки, которая действует в данном регионе, и базы (1/4 от средней стоимости недвижимости), установленной за отчетный/налоговый период по правилам ст. 376 НК. Расчет осуществляется по каждому объекту в отдельности. Таким образом, главное предприятие исчисляет, выплачивает и декларирует налог по месту расположения имущества вне зависимости от того, будет ли предусматриваться отдельная отчетность для обособленного подразделения по ОС, которые оно использует.

    Взносы во внебюджетные госфонды

    В соответствии с федеральным законодательством, для возникновения обязанности обособленных подразделений отчислять указанные платежи, ОП должны соответствовать ряду требований. Взносы во внебюджетные госфонды вносятся, если представительство/филиал:

    1. Начисляет выплаты и прочие вознаграждения физлицам.
    2. Имеют отдельный баланс и р/с.

    В этом случае ОП должно предоставлять также расчеты по взносам по месту своего расположения. Если подразделение не отвечает указанным требованиям, соответственных обязанностей у него не возникает.

    Электронная отчетность

    Как отражается обособленное подразделение в 1С? Рассмотрим бухгалтерию госучреждения. В программе поддерживается отражение двух видов ОП: выделенных и не выделенных на самостоятельный баланс. Отчетность по первым можно вести и в отдельной информационной базе, и в одной с главным предприятием. Вводятся данные как об основном офисе, так и об ОП. Баланс, главная книга и прочие регистры, а также регламентированные отчеты можно формировать консолидировано для определенной группы учреждений или отдельно для главного предприятия и обособленных подразделений. Если ОП не выделены, то отчетность по ним ведется в единой с основным офисом базе. Соответствующие данные вводятся в справочник Подразделения с присвоением категории "Обособленное". По этому параметру программа будет отличать их от иных дополнительных офисов.

    Основные сведения

    Для выделенных на баланс обособленных подразделений указываются следующие данные:

    1. Наименование для первичной документации.
    2. Данные о регистрации в ИФНС по месту расположения ОП.
    3. Критерий ведения отдельных номеров документов.
    4. Ответственных лиц ОП. Это может быть руководитель обособленного подразделения либо иной сотрудник, имеющий право подписи.
    5. Контактные данные.

    Для подразделений, которые на отдельный баланс не выделены, указываются следующие сведения:

    1. Ведение отдельных планов по финансово-хозяйственной деятельности.
    2. Указание реквизитов ОП в документации.
    3. Возможность отдельного документооборота.

    В программе также предусматривается опция по настройке ведения аналитики в разрезе ОП по расходно-доходным статьям. В сведениях также указываются платежные документы, которые оформляет обособленное подразделение (счет-фактура и пр.). Они формируются по л/с ОП в казначействе либо в банке.

    Регистр

    Касса обособленного подразделения ведется в соответствии с нормативными предписаниями и указаниями ЦБ. Согласно распоряжению Центробанка, ОП должны вести книгу и передавать предприятию копию листа по правилам, определенным финансовой политикой компании. При этом учитывается срок формирования отчетности. По каждому подразделению должен вестись отдельный раздел. На ее титульном листе указывается номер или наименование ОП. Бланк обособленного подразделения передается в основной офис. В нем составляется единая книга по всему предприятию. (приходно-расходные ордера) оформляются кассиром подразделения самостоятельно. Их нумерация ведется в порядке, предусмотренном финансовой политикой предприятия. формируется в 2-х экземплярах. Один из них остается в ОП, второй - передается в главный офис с прилагаемой документацией. В 1С предусматривается ведение отдельной книги по ф. 0504514 и регистрационного по ф. 0310003. Они используются подразделениями с установленным критерием обособленной нумерации. Для прочих представительств/филиалов документация регистрируется в книге и журнале, которые оформляются в основном офисе. Необходимо сказать, что в первичных бумагах и отчетности, в которых предусматривается графа "Структурное подразделение", название обособленного подразделения выводится в нем программой. Если отсутствует, оно будет добавляться к наименованию основного предприятия.

    Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

    Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

    Когда обособленное подразделение считается созданным

    Обособленное подразделение характеризует два признака:

    1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
    2. территориальная обособленность от головного подразделения.

    Разберем эти признаки подробнее.

    Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

    Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
    Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

    Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

    По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

    Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
    Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

    Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

    Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

    Обособленное подразделение, филиал, представительство

    Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
    Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

    Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

    Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

    Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

    Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

    Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

    Постановка на учет или уведомление?

    Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

    А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

    Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

    Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

    А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

    Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

    «Юридический» и «фактический» адреса

    Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

    Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

    Иными словами, адрес места нахождения организации - это тот адрес, который указан в учредительных документах.
    Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
    По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

    По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
    Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

    По какой статье ответственность?

    В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
    Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
    Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
    Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

    Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
    Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

    Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

    Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

    В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.


    Что является обособленным подразделением Гражданский кодекс (ст. 55 ГК РФ)Обособленными подразделениями организации являются представительства и филиалы.

    • Представительства — обособленное подразделение, которое создаются для представления интересов организации и их защиты.
    • Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

    Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы.

    Территориально обособленное подразделение

    Сведения о выборе налогового органа компания указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения. При создании организацией нескольких обособленных подразделений в Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания вправе выбрать для постановки на учет по данному основанию налоговый орган по месту нахождения одного из созданных обособленных подразделений.

    Смена адреса обособленного подразделения Организация в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении должна направить сообщение об этом в налоговый орган. При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение пяти дней со дня получения сообщения.

    Обособленное подразделение юридического лица: признаки и порядок

    Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца.


    Внимание

    Сообщение оформляется по ф. С-09-3. Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п.


    1.

    Инфо

    В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п.


    3). Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие.

    Обособленные подразделения

    Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами.

    Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

    Территориальная обособленность Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение.

    По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации.

    Обособленные подразделения — кратко о самом важном

    Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения.Отчеты сдаются в налоговую инспекцию по месту постановки на учет ОП.Если у работника заключен трудовой договор с головной организацией, а рабочим местом является территория обособленного подразделения, то налог с доходов уплачивается по месту нахождения ОП.Если сотрудник в течение месяца работал в нескольких ОП, налог рассчитывается исходя из отработанного в каждом ОП времени и перечисляется в бюджеты, по месту нахождения всех ОП.Если подразделение было зарегистрировано не в начале месяца, то НДФЛ с доходов работников следует уплатить пропорционально доле заработной платы, начисленной за время работы в данном ОП.Следует отметить, что ОП уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке.

    Онлайн журнал для бухгалтера

    Для регистрации в налоговом органе обособленного подразделения потребуются следующие документы

    • Паспорт лица, подающего документы
    • Доверенность, если документы подает не генеральный директор компании
    • Заявление по форме С-09-3-1

    В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ). Кстати, в отличие от филиалов и представительств, никаких пошлин при регистрации иных подразделений в инспекции платить не нужно.

    Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения

    В письме от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702 Минфин России разъяснил, что является обособленным подразделением организации. Одним из основных признаков обособленного подразделения является его территориальная обособленность от организации (п.
    2 ст. 11 НК РФ): адрес обособленного подразделения должен отличаться от адреса самой организации. Подразделение, расположенное по тому же адресу, что и сама организация, не является обособленным. Еще одним признаком обособленного подразделения по п. 2 ст. 11 НК РФ является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца. Если подразделения не обладают данными признаками, они не являются обособленными.
    Соответственно, на них не распространяется обязанность вставать на учет по месту нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

    Регистрация обособленного подразделения в ифнс

    Как бы странно это ни звучало, но создать обособленное подразделение юридического лица можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике.

    Нередко это «неумышленное» действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет обособленное подразделение юридического лица.

    Определение Обособленное структурное подразделение юридического лица — это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц.
    Еще одно требование – территориальная обособленность от главной организации.
    В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение. Страховые взносы (п.11-15 ст.212-ФЗ) Страховые взносы в ФСС и ПФР начисляются на заработную плату работников ОП.Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится ОП.Отчеты сдаются в управление ПФР и филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет. НДС (ст.174 НК РФ) НДС исчисляется в целом по организации и уплачивается по месту постановки на учет головной организации. По обособленным подразделениям суммы НДС не распределяются.Отчетность сдается головной организацией по месту своего нахождения.Оформление счетов-фактур получаемых и выставляемых обособленными подразделениями имеют некоторые особенности.

    Обособленное подразделение расположено по адресу головной организации

    В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП.

    Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете. Страховые взносы Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП.
    Транспортный налог (ст.363 НК РФ) Налог уплачивается в бюджет региона, в котором зарегистрированы транспортные средства.Отчетность подается в ИФНС территории, в котором зарегистрированы т/с.Если же транспорт зарегистрирован в головной организации, а эксплуатируется обособленным подразделением, то его следует поставить на временный учет в данном регионе, и уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации. Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, составляют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, в состав которой могут входить:

    • Оборотно-сальдовые ведомости
    • Бухгалтерский баланс
    • Отчет о прибылях и убытках

    В ИФНС обособленные подразделения бухгалтерскую отчетность не сдают.

    Для корректной работы сайта необходимо включить в браузере поддержку javascript Заполнить 3-НДФЛ! Статус налогового резидента! Допуск СРО! Декларация КИК! Услуги Сотрудничество Помощь О компании Контакты Карта сайта Задать вопрос Главная » Услуги » Регистрация компаний » Обособленные подразделения » Регистрация обособленного подразделения в ИФНС Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании каждого обособленного подразделения Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории РФ, а также на филиалы и представительства. Законодательство предусматривает возможность создания ЮЛ не только филиалов и представительств (ст.

    55 ГК РФ), но и таких обособленных подразделений, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ.

    Отечественное законодательство допускает открытие российскими юридическими лицами обособленных подразделений, то есть филиалов и представительств. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, детально описаны в отечественных нормативных актах. Различные обособленные подразделения довольно широко применяются в хозяйственной деятельности. Важно отметить, что обособленное подразделение - это территориально удаленное от головной организации подразделение, при функционировании которого имеются некоторые особенности.

    Общие положения об обособленных подразделениях

    Действующие гражданские акты нормотворчества РФ и ГК РФ прямо предусматривают существование организаций в качестве субъектов правоотношений. Указанные лица создаются для достижения определенных целей, имеют правоспособность и имущество, а также могут быть стороной в судебном процессе (ст. 48 ГК РФ). Все юридические лица должны быть зарегистрированы, и сведения о них должны отражаться в ЕГРЮЛ.

    Юридические лица обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Отечественное законодательство среди обособленных подразделений выделяет представительство и филиал. Надо учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а потому лишены правоспособности, присущей организациям.

    Информация о каждом филиале и представительстве должна быть указана в ЕГРЮЛ.

    Среди прочих прав особое место занимает право каждого юридического лица создавать свои обособленные подразделения. Так, обособленным подразделением организации признается структура, располагающаяся по иному адресу, нежели первоначальная организация. Такая структура не отвечает признакам юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

    У них нет своих учредительных документов, и они работают на основании положения головной организации. Руководителю филиала или представительства главной организацией выдается доверенность.

    Важно отметить, что ГК РФ, равно как и НК РФ, допускает создание обособленных подразделений как в одном муниципальном образовании, так и в разных населенных пунктах. При этом обособленное подразделение может находиться в том же городе, что и первоначальная организация, а также в городе, в котором находятся другие обособленные подразделения. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме Министерства от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 .

    Законодательство РФ запрещает только создание обособленных подразделений по тому же адресу, что и у основной организации. Основным признаком обособленности подразделения является его адрес. Следовательно, по одному адресу может быть создано только одно обособленное подразделение организации, а создание двух обособленных подразделений по одному адресу невозможно, т.к. оба эти подразделения фактически будут являться одним.

    В качестве заключения следует отметить, что в настоящее время нет необходимости указывать все обособленные подразделения в учредительных документах организации. Сведения об открытии филиалов или представительств отражаются в государственном реестре. О создании стационарных рабочих мест надо уведомить налоговиков в течение месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Важно помнить, что нет запрета на создание обособленного подразделения в одном субъекте с основной организацией или в разных субъектах.

    Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов. Является оно филиалом, представительством или обособленным подразделением? Как и куда уплачивать налоги? Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место? На эти и другие вопросы в данной статье отвечает А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

    Обособленное подразделение в НК РФ

    В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается

    Исходя из определения, приведенного в Налоговом кодексе РФ, с учетом требований пункта 4 статьи 83 кодекса можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

    • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
    • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);
    • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

    В первоочередном порядке при решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

    Место нахождения организации и ее подразделения

    В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, вследствие чего с учетом норм статьи 11 НК РФ в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку соответствующие нормы ГК РФ, а также Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" используют отсылочную норму к положениям законодательного акта, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц, обратимся к тексту последнего. Исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица понимается его адрес. Дополнительная информация в отношении понятия "адрес" содержится в подпункте "д" пункта 2 этой же статьи, в котором под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

    • наименование субъекта Российской Федерации;
    • наименование района, города, иного населенного пункта;
    • наименование улицы;
    • номер дома и квартиры.

    Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

    Обособленное подразделение, филиал или представительство?

    Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий "филиал" и "представительство". К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.

    Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения". В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.

    Создание обособленного подразделения

    Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации - постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

    Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

    Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:

    • в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ - в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
    • в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ - в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).

    В соответствии со статьей 9 НК РФ под налоговыми органами при применении положений НК РФ понимаются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Поскольку законодатель при решении вопроса о постановке на налоговый учет налогоплательщика при создании обособленного подразделения делает акцент на месте образования такового, можно сделать вывод, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление именно в налоговый орган с соблюдением территориальной юрисдикции, не принимая во внимание специфику учета отдельных групп налогоплательщиков в специализированных налоговых органах (налоговые органы отраслевой или субъектной направленности - строительная, автотранспортная, банковская и т. п.). Данный вывод подтверждается также и тем, что необходимость постановки на учет в налоговых органах по месту создания обособленных подразделений обусловлена положениями НК РФ, предусматривающими обязанность по распределению налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Поскольку часть налоговых обязательств налогоплательщика подлежит распределению в бюджеты иных территорий, логично предположить механизм, при котором уплату налогов, приходящихся на указанные территории, контролировали бы территориальные органы по месту нахождения обособленного подразделения. При этом нельзя не признать справедливость доводов о том, что под обособленными подразделением в рамках налоговых правоотношений следует понимать такое подразделение, которое приводит к возникновению у налогоплательщика обязанности по уплате налогов в различные бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В противном случае обособленность такого подразделения приводит лишь к территориальной обособленности, ни коим образом не влияя на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Однако подобная аргументация при всей ее логичности не получила оценки судебными инстанциями.

    Стационарные рабочие места

    Необходимым признаком создания обособленного подразделения является наличие стационарных рабочих мест, то есть созданных на срок не менее одного месяца. В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируются ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения. Данный подход был полностью поддержан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа при вынесении постановления от 14.02.2001 № Ф03-А59/01-2/96. Применительно к вопросу о количестве стационарных рабочих мест необходимо обратить внимание налогоплательщиков на отдельные арбитражные дела, разрешение которых состоялось не в пользу последних - суд констатировал возможность создания обособленного подразделения и при наличии одного стационарного рабочего места (постановление ФАС МО от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, постановление ФАС ВСО от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1).

    Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.

    Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.

    "...как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента назначения на должность, то есть с 07.06.2002 года директор магазина осуществлял только представительские функции, организовывал ремонт помещений, арендуемых для размещения магазина, вел подготовительную работу для получения предприятием товаров для реализации в магазине.

    Ремонт помещений закончен 02.09.2002 года.

    Стационарные рабочие места оборудованы к 16.09.2002 года, персонал магазина приступил к выполнению своих обязанностей также с 16.09.2002 года.

    Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговой инспекцией не доказаны факт создания стационарных рабочих мест и факт начала финансово-хозяйственной деятельности ранее 16.09.2002...".

    Постановление ФАС Северо-Западного округа
    от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1

    Обязанности по уплате налогов

    Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

    Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

    Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

    Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

    Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

    Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

    Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

    Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

    Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

    Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

    Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

    Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

    Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

    Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

    Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

    Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.